Общенациональное телевидение

Земля Рущицев

Читать на сайте ont.by

Воложинский район Минской области – это особая территория со своим гербом, флагом и паспортом туриста. В нём 25 страниц по количеству «точек креатива», то есть мест, которые стоило бы посетить, двигаясь по маршруту «Воложинского гостинца».

И кстати об интеграции. Этот проект реализуется при финансовой поддержке Евросоюза. Основная цель – создание новых статей дохода для этого традиционно аграрного региона.

Итак, «25 точек креатива» – это экскурсии с потомственным лесником по заповедной Налибокской пуще, сплавы на байдарках по Западной Березине, прогулки в дилижансе по агроусадьбам и ещё много чего. 26-м объектом «Воложинского гостинца» могло бы стать село Богданово, известное как родина Фердинанда Рущица. Как раз сегодня 80 лет со дня смерти одного из самых искренних художников XX века.

Культурный обозреватель Александр Матяс побывал на земле классика и встретился с его полным тёзкой.

Живописная земля на горизонте сегодня принадлежит крестьянам, а территория бывшей усадьбы шляхтичей герба «Лис» охраняется государством: третья категория, памятник регионального значения. Эти руины пока сложно соотнести с масштабом личности экс-владельца. Свой двор Богданово и окрестности Фердинанд Рущиц оставил в памяти всей Земли.

Фердинанд Рущиц, внук художника Фердинанда Рущица: «Не было такого, как сейчас: французы, немцы, японцы... Он чувствовал себя рождённым здесь, любил эту землю, рисовал эту землю. И это самое важное! Наверное, в Польше, на севере и востоке, облака похожи, но только похожи на “тутэйшыя”».

Местным считал себя адвокат Фердинанд Рущиц, купивший 180 лет назад с аукциона поместье под Воложином, и его сын Эдвард, и внук, художник Фердинанд. Эти имена до сих пор чередуются в роду, чьё «семейное гнездо» сожгли в 1944 году. Сегодня на земле классика фундамент дома, фрагменты коровника, ледовни, аллеи парка, когда-то в 4 гектара.

Викентий Адамович, начальник отдела Воложинского райисполкома: «Цэлая інвестпраграма павінна быць, праэкт, у якім зацікаўлены, безумоўна, і беларускі бок, і польскі, і нават літоўскі. У гэтым годзе падпісалі пагадненне з самакіраваннем Вільнюскага раёна, дзе ёсць гімназія імя Фердынанда Рушчыца».

Будущее деревни Богданово, где родился, жил и упокоился великий символист, обсудили на круглом столе. Уже есть дизайн-проект общей реконструкции усадьбы. На «отлично» эту работу оценил профессор Международной академии архитектуры Юрий Градов, которому мы обязаны воссозданным символом старого Минска – Троицким предместьем.

Язеп Янушкевич, литературовед: «У маім разуменні, на нашай зямлі нарадзіліся два геніі: Міхал Клеафас Агінскі – гэта паланэз у музыцы, а тое, што стварыў Фердынанд Рушчыц, – гэта паланэз у мастацтве».

Шагом к увековечению самого искреннего художника XX века должна стать сразу временная, а затем и стационарная экспозиция в двух залах Богдановской школы искусств. Она заняла здание бывшего сельсовета, по формам схожего с домом Рущицев из лиственницы.

Алла Макаревич, координатор проекта «Земля и небо Фердинанда»: «Шмат захавалася ў прыватных калекцыях. І не так даўно, я ведаю, на антыкварным інтэрнэт-партале таксама прадавалася карціна. У мяне ў руках каталог першай пасмяротнай выставы Фердынанда Рушчыца, якая адбылася ў Кракаве ў 1937 годзе».

Меморию инициатор белорусского проекта памяти художника приобрела в букинистической лавке. Принцип «с миру по нитке» проверен на возрождённой усадьбе Ильи Репина «Здравнёво» под Витебском – основными раритетами стали вещи-аналоги эпохи автора «Белоруса». Кстати, первым признавшего талант Рущица. В 1911 году он дебютировал на вернисаже в Минске.

Каталог той самой скандальной или, как ещё говорят, провокационной выставки: два экземпляра – только в Национальной библиотеке. На шестой, седьмой и восьмой страницах – арт-объекты Фердинанда Рущица. Тогда показали более 20 картин, рисунков, ювелирных изделий по эскизам мэтра. 105 лет спустя ничего из перечня в собраниях Беларуси нет.

Год назад на реставрации костёла в местечке Вишнево (это 6 километров от Богданово) мастера обнаружили тайник между органом и фрамугой. Среди метрик, инвентарей, приходских книг оказались три акварели. До сих считается, что Рущиц внёс свою лепту в оформление арочных ниш и пилонов святыни западной Беларуси.

Отец Юзеф Мельдюк, настоятель костёла Благовещения Девы Марии (д. Вишнево, Воложинский район): «Магчыма, былі спробы дамовіцца наконт гэтай працы, якія затым нерэалізаваліся. Магчыма, была сапраўды якаясць кансультацыя альбо яго вучні малявалі».

Так или иначе, но в описи имущества после смерти художника упоминаются две работы с интерьерами костёла в Вишнево. А зарисовки барочных алтарей сейчас в Национальном историческом архиве. Внесены в фонд, как документы 1890-х – начала 1900-х годов. Это наиболее плодотворный период в творчестве Рущица.

Виталий Макаревич, кандидат исторических наук: «Малюнкі, якія тэарытычна належаць пяру вядомага Фердынанда Рушчыца, мы знаходзім у асобнай справе».

Людмила Фуникова, старший архивариус Центрального государственного архива Литвы: «Рущица у нас нет ничего. Буквально на прошлой неделе у себя в Литве, в Вильнюсе, я увидела о нём документальный фильм, созданный белорусскими кинематографистами».

«Фердинанд Рущиц. Небесное и земное» – одна из серий проекта ОНТ «Обратный отсчёт». Сам мэтр создал своеобразную сагу о простых людях. «У костёла» приобрели в 1957 году в Ленинграде. Сегодня это единственное полотно художника в отечественных музеях. Ещё две работы – в корпоративной коллекции белорусского коммерческого банка.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Самыя знакавыя яго творы знаходзяцца ў пастаяннай экспазіцыі Нацыянальнага музея ў Варшаве, а таксама ў Кракаўскім музеі. І зараз ідзе гаворка зрабіць у 2020 годзе вялікую выстаўку і адзначыць гэта імя ў рамках ЮНЭСКА».

Через четыре года – 150 лет со дня рождения гения, которого своим считают белорусы, поляки, литовцы и даже французы. Художник – кавалер одена Почётного легиона. О нём сегодня молятся и в парижском Нотр-Дам, и, конечно, в богдановском храме, известном в народе, как «костёл Рущица». Правда, тот – живописный – сгорел в 1944 году. Остались крест, икона, скульптура.

Не стало Рущица 30 октября 1936 года. Он покоится на своей земле, рядом с дедом Фердинандом. Это фамильная часть сельского кладбища. Сделать некрополь по масштабу личности – задача, под которую совместно Беларусь, Польша и Литва готовят заявку на грант Евросоюза.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by