Когда ждать очередных переговоров с Россией, стоит ли бояться коронавируса и у кого от «сахарного дела» останется горький привкус? Поездка Президента в Добруш всколыхнула информационные ленты. Начнём с отправной точки.
Бумажная фабрика в Добруше – одно из старейших предприятий отрасли. В этом году «Герой труда» отметит 150-летие. Но Президента здесь ждали по другому поводу. И о нём говорили не далее как в декабре, на совещании по проблемным инвестпроектам. В список попал и флагман бумпрома.
Восемь лет назад в Добруше начали строить завод по производству картона. Проект перспективный, однако работы не завершены до сих пор. Причина – в серьёзных разногласиях с китайским генподрядчиком. Компания из-за проблем с финансированием неоднократно срывала сроки сдачи объекта. В итоге контракт пришлось расторгнуть.
Завод готов примерно на 95%, но последние два года он законсервирован. На завершение проекта требуется $83 млн долларов. А ведь это вопрос не только переоснащения – речь об импортозамещении.
Ежегодно Беларусь импортирует 20 тысяч тонн картона и практически столько же картонной упаковки. Вместо того, чтобы покупать продукт за рубежом, мы можем производить его сами. Обеспечивать внутренний рынок и зарабатывать, постепенно увеличивая экспорт.
Двигаться в направлении импортозамещения – посыл Президента. Завод по выпуску картона в Добруше начнёт работу до конца года.
9 лет назад на Добрушской бумажной фабрике задумались об инновациях. Решили: будем выпускать высококачественный мелованный и немелованный картон. Его используют для упаковки лекарств, средств гигиены, табачных изделий, то есть любых товаров, где важен внешний вид упаковки. Однако для этого нужен практически новый завод. Под стройку отвели 35 гектаров, генподрядчиком выбрали китайскую корпорацию «Сюань Юань». В банке развития Китая взяли $348 млн, так называемый связанный кредит: обязательное условие – освоить все деньги до лета 2015-го и ввести комплекс в эксплуатацию. Но китайская компания не смогла достроить завод к нужному времени, международный кредит закрыли - $83 млн долларов освоить не успели.
Михаил Мельников, заместитель директора по производству филиала «Добрушская бумажная фабрика» «Герой труда»: «Готовность по строительно-монтажным работам здесь, в цехе, оценивается как 95%. Отсутствует автоматизированная система управления технологическими процессами. Это основное, что не позволяет нам на сегодняшний день перейти в стадию пусконаладочных работ».
Два года цеха простаивают, а фабрика за свои деньги обогревает неиспользуемые помещения и считает размер упущенной выгоды.
И хотя молчание называют золотом, вынужденная немота гигантской машины обходится предприятию в миллионы долларов. А ведь всё должно быть с точностью наоборот. Эти механизмы могут увеличить выручку фабрики в 9 раз и заместить весь импортный картон в Беларуси. Но даже это будет лишь пятая часть возможной мощности. Остальное не сложно продать за рубеж, ведь подобного производства на просторах СНГ пока не существует. Если описать ситуацию футбольным языком, то команда уже прошла всё поле и даже вошла в штрафную, осталось ударить по пустым воротам, но игру внезапно поставили на паузу.
А ведь как готовились! Чтобы наладить выпуск инновационного продукта, 3 года назад полторы сотни сотрудников отправили на стажировку в Китай. Среди них был и Алексей Пинчуков. На фабрику пришел в 2006-м обычным рабочим, старательно учился и дорос до машиниста 6-го разряда. Теперь очень расстроен – машинист готов, а машина нет.
Алексей Пинчуков, старший машинист бумагоделательной машины филиала «Добрушская бумажная фабрика» «Герой труда»: «Конечно, было грустно, очень грустно. Все новое – всегда хорошо. Плюс здесь очень автоматизировано все, и для рабочих было бы очень удобно здесь работать. Были большие надежды на запуск».
За невыполнение обязательств бумажная фабрика подала на Китайскую корпорацию в арбитраж. Решения по иску на $30 млн пока нет, но это не значит, что завершение проекта нужно откладывать.
Ромас Радевич, директор филиала «Добрушская бумажная фабрика» «Герой труда»: «Основной вопрос сейчас в дофинансировании объекта в связи с тем, что китайской стороне не было выплачено $83 млн, нам необходимо сейчас привлечь средства в этой сумме, чтобы дозакончить».
Сумма солидная, даже в масштабах страны, а значит, вопрос вышел на уровень Президента. По проблемным инвестпроектам уже было профильное совещание, где детально разбиралась ситуация по заводам в Светлогорске, Шклове и Добруше. Тогда Александр Лукашенко завил, что примет соответствующие решение только после того, как лично разберётся в ситуации на местах. Со шкловским заводом определились, и вот теперь Добруш. Главный вопрос: как будут достраивать? Найти нового генподрядчика, который бы полностью взял на себя ответственность за объект, не получилось. Решились на компромисс: цеха разделили на три пусковые части: основную, где будет производиться непосредственно картон, топливно-энергетическую и сооружения по очистке и подготовке воды. На каждый объект уже есть потенциальный исполнитель. Основную работу на себя возьмёт австрийская компания.
Юрий Назаров, председатель концерна «Беллесбумпром»: «Австрийская компания – лидер в этой сфере. Они гарантируют, что мы получим то, ради чего строим завод. Если узел нужно, они поставят».
В перспективе наладить производство этих узлов можно и в Беларуси. Президент требует неукоснительно выполнять поставленную задачу – всё, что можно сделать у нас в стране, нужно делать. Лишних денег у белорусов нет.
На примере Добруша проблема импортозамещения выглядит как мозаика – один пазл цепляется за другой. Пока у Беларуси нет своего трёхслойного картона, его приходится покупать за границей, даже пачки для гродненских сигарет привозят из Польши, не говоря уже про кондитерские изделия гомельской фабрики «Спартак» - здесь, по соседству. Президент задаёт резонный вопрос. Ну запустим мы свой картон, и что - будем возить его в Польшу, чтобы там делать упаковку? Значит, нужно наладить ещё одно производство картонной тары с добавленной стоимостью, тем более на Добрушской фабрике свободных площадей достаточно.
Президент шаг за шагом вникает в техпроцесс гигантского проекта. Отдельные элементы уже готовы. Например, производство щепы для картона, а значит, пока не запустят основную машину, уже можно наладить экспорт и зарабатывать деньги. Щепа нужна тем же полякам. В целом же предприятие, истории которого уже полтора века, продолжает активно трудиться. Средняя зарплата в районе тысячи рублей – для небольшого городка неплохо. В строю три бумагоделательных машины, одна из которых работает уже больше века, но даже такой возраст рентабельности не помеха. Производство загружено на 100%, за год выпускают до 46 тонн бумаги для обоев, упаковки, плюс производство тетрадей и альбомов. И вот здесь снова болезненный пример со знаком «импорт» – страницы в тетрадях наши, а обложка – из зарубежного картона.
Но Рубикон пройден, отступать некуда. Основная работа сделана, и, хотя преодолевать недобросовестность китайского генподрядчика «Герою труда» пришлось героически, финиш близко.
Итоги посещения фабрики из первых уст. Право же задать первый вопрос журналисты президентского пула уступают коллеге из Добруша. Ведь для местных жителей судьба предприятия тесно сплетена с их собственной.
Впрочем, не только бумажной фабрикой живёт и работает Добруш. И хотя в планах поездки Президента эта точка была единственной, Глава государства остался верен традиции незапланированных визитов и отправился на сопоставимое по количеству работников предприятие - Добрушский фарфоровый завод. Производство на плаву. Товар качественный, востребован не только внутри страны. 75% уходит на экспорт. Казахстан, Россия, Украина. И торговое сальдо, и прибыль положительные. Да, производство не глянцевое, внешний вид цехов пока отошёл на второй план, все деньги идут на переоснащение. И хотя модернизация сказывается на рентабельности – под передовое европейское оборудование берут и европейские кредиты, но перспективы у фарфорового завода не хрупкие.
Бенжамин Франклин, тот самый, что на стодолларовой банкноте, любил повторять: фарфор и репутация легко дают трещину. Но в нашем случае фарфор оказался прочнее репутации некоторых зарубежных генподрядчиков. Благо государство вовремя подставило плечо. И если сразу у двух градообразующих предприятий в Добруше теперь точно есть будущее, то есть оно и у всего города. Значительное событие для всей страны – ведь это по сути самый крайний юго-восточный форпост Беларуси. Название города произошло от слова «добрый», впрочем, этот визит Президента местные жители будут вспоминать добрым словом не из-за топонимики.
Подписывайтесь на нас в Telegram