Общенациональное телевидение

«Услышать» картины: Национальный художественный музей делает искусство доступнее

Читать на сайте ont.by

У слепых и слабовидящих людей – новый повод посетить Национальный художественный музей. Здесь появятся устройства, которые позволят «услышать» картины, то есть представить их по описанию. Чем отличается новинка от обычных аудиогидов и какие ещё проекты готовит музей для людей с ограниченными возможностями?

Она не видит всех красок этого мира, но её образам позавидует любой художник. У Марины Кожедуб только периферическое зрение. Она ориентируется в пространстве, но люди и предметы для неё – размытые и тусклые пятна.

Марина Кожедуб, художник: «Могу только одно сказать – рисую я душой. То есть как бы тут зрение постольку-поскольку. Это в основном приходит на практике. Потому что, например, пастель по-своему капризна, уголь тоже, и вот роспись по стеклу – было трудно изображать лица. Но удалось, человеку очень понравилось, он с удовольствием эту работу забрал».

В Беларуси более 20 тысяч инвалидов по зрению. Для тех, кто любит живопись, новые возможности предлагает Национальный художественный музей. Уже скоро картины здесь можно будет не только увидеть, но и «услышать». В отличие от обычного аудиогида, в звуковом описании главное место отведено содержанию полотна, а не истории его создания.

Виктория Курилина, аудиодескриптор БелТИЗ: «Размеры, цвета, тона – это следует описывать. Даже если человек не видит, к сожалению, этот мир, он цвета представляет по ощущениям, по звукам, по погоде иногда. Потому что жёлтый цвет часто ассоциируется с теплом и солнцем, и это очень важно – это позволяет людям если не до конца, то максимально близко представить, как написана эта картина, что в ней занимает главенствующую роль».

Марина Кожедуб, художник: «Да, очень ощущаемо! Для человека, который не видит, воображение играет очень хорошо!».

Уже с декабря подобное описание будет доступно для 25 картин – тех, что приходят посмотреть в первую очередь. Сделать это помог фонд HumanDOC, который изучил опыт польских музеев. Кроме того, скоро Национальный художественный станет ещё доступнее.

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Беларуси: «В следующем году мы сделаем такое же описание, такой же перевод наших шедевров на языке жестов – для людей глухих, которым тяжело читать длинные тексты. Это будут планшетные экскурсии с сурдопереводом, тоже для начала 25 картин».

И это лишь первые шаги, чтобы сделать культурное пространство более «дружелюбным» для инвалидов. Во многих музеях нет даже пандусов и подъёмников, не говоря уже о новейших технологиях. В Национальном художественном решили пойти ещё дальше.

Эти экспонаты (см.видео – прим.ред.) трогать руками не только можно, но и нужно. Распознать детали позволяют тактильные копии картин. Важен не только рельеф, но и материал: папье-маше передаёт хруст снега на пейзаже «Зимний сон», а гладкий фаянс помогает ощутить стакан на натюрморте Хруцкого. А для этих скульптур Андрея Асташова и вовсе не нужно копий – к оригиналам может прикоснуться каждый. Таких экспонатов станет больше. Обещают даже тактильную копию слуцкого пояса.

И совсем уж смелые планы! В музее не исключают, что люди с ограниченными возможностями смогут не только знакомиться с произведениями искусства, но и создавать их. Не без помощи профессиональных художников, конечно. К такому опыту – особый интерес. Сегодня с белорусами им делятся шведские коллеги.

София Александерссон, руководитель общественной организации ShareMusic&PerformingArts (Швеция): «Я приятно удивлена тем, насколько в Беларуси велик интерес к тому, что мы делаем. Здесь много замечательных художников, развиты современные технологии. Наш опыт может вдохновить, но я уверена – вы найдёте собственный подход. Причём не только в искусстве».

И первым таким примером может стать выставка Марины Кожедуб. Правда, собрать экспозицию будет непросто – большинство работ Марина подарила родным и друзьям.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by