Общенациональное телевидение

Уроки Латины

Читать на сайте ont.by

С рядом государств Латинской Америки у Беларуси сложились особые отношения. Вместе с кубинцами мы скорбим по жертвам крушения пассажирского «Боинга». Вместе с венесуэльцами следим за ходом президентских выборов, которые происходят сегодня. Выстраиваем отношения с Эквадором. Попробуем разобраться, почему же для Беларуси так интересен этот регион. Поможет нам в этом Анатолий Занкович, который объехал сразу несколько стран Латинской Америки.

Напоминать венесуэльцам про американских капиталистов – обычное дело для политиков. Здесь помнят, как экономическими активами страны до 1990-х управляли из Вашингтона. Но социализм (на его путь страна встала в XXI веке) больше по душе. Действующий глава республики Николас Мадуро, вновь баллотирующийся на пост президента, раз за разом достаёт всё тот же козырь.

Николас Мадуро, кандидат в президенты Венесуэлы: «Анри Фалькон, я говорю с тобой через эту камеру, посмотри на меня. Эти трагические обещания, которые вы принесли на избирательную кампанию, засуньте в задний карман ваших брюк, потому что здесь будет только один президент, его зовут Николас Мадуро».

Анри Фалькон – главный оппонент. Всего в гонке участвуют пятеро. Мадуро – фаворит кампании, что красноречиво видно по бюллетеням. Национальный избирательный совет в этот раз разместил фотографии кандидатов столько раз, сколько партий и движений их поддерживали. У троих – по одному условному голосу, у Фалькона – четыре, у Мадуро – десять.

Алехандро Флорес, глава предприятия «ВенеМинск Тракторес»: «Рабочий класс, который здесь работает, убеждён, что мы победим. Он поддерживал в своё время президента Уго Чавеса, поддерживает сейчас президента Николаса Мадуро».

Упали доходы от продажи нефти – и сразу же резко сократилось финансирование социальных программ. Выросла безработица, снизились зарплаты. От нефти и её котировок здесь зависит не вся жизнь, но очень много.

В Венесуэле есть свои особенные законы логики и экономики. Страна с богатейшими запасами нефти в мире до сих пор импортирует топливо для автомобилей из-за границы. В это сложно поверить, но это так. Объясняется это тем, что в самой Венесуэле очень мало нефтеперерабатывающих заводов. Куда сложнее поверить в цену на топливо. Литр 95-го бензина стоит 6 боливаров, что в пересчёте на 1 американский доллар – 50 тысяч литров топлива. Другими словами, заполненную под завязку железнодорожную цистерну можно купить всего лишь за 1 американский доллар.

В своё время здесь просто не понимали, что делать с таким количеством лёгких нефтяных денег. Направляли их во всевозможные социальные программы. Теперь понимают: надо было развивать различные отрасли экономики.

Хосе Фермин, технический директор предприятия «Петролера-БелоВенесолана Восток»: «В  Венесуэле есть знаменитая фраза: сеять нефть. Это означает, что те богатства, которые мы получаем за счёт добычи, позволят обеспечить нам развитие экономики, многие другие блага для нашего народа».

Правда, по-прежнему мешают международные экономические санкции США и Евросоюза. В правительстве Мадуро вывели три варианта, которые могут спасти: высокие котировки на нефть, своя криптовалюта Эль Петро (для привлечения инвестиций) и международные проекты. Старший брат легендарного Уго Чавеса уверен, что всё получится.

Адан Чавес, руководитель постоянно действующей Комиссии по международным делам Конституционного собрания Венесуэлы: «Это те действия, которые в последнее время предпринимал президент Николас Мадуро. Его большинство признаёт как последователя дела Чавеса. И среди этих действий, бесспорно, важно отметить укрепление сотрудничества с такими странами, как Беларусь, Россия, Китай. Странами весьма далёкими географически по отношению к Венесуэле, но близкими ментально».

Распространение идей социализма в латиноамериканском регионе мир капиталистический воспринимает настороженно. И даже конец эпохи братьев Кастро в соседней Кубе вовсе не означает, что политика изменится. В Гаване всё тот же курс, всё те же правила.

Эрнесто Герра, научный сотрудник Национального музея изящных искусств Кубы: «Мы живём в мире, где на первое место выходят вещи, но революции Фиделя научили нас тому, что на первом месте должен быть именно человек. И это то, что отличает Кубу».

Заставить кубинский народ отказаться от идей Фиделя – это сродни фантастике. «При социализме родились – при социализме живём». И вот уже и Рауль не глава страны, и Фиделя нет, но память будет долгой, как и сами речи команданте.

Когда в 2005 году поползут слухи о немощности Фиделя, тот приедет в Гаванский университет и будет выступать перед преподавателями и студентами пять часов. За это время он ни разу не собьётся в своей речи и не присядет. «Я никогда не чувствовал себя лучше, чем сейчас», – скажет он на прощание. Его рекорд – 7 часов 10 минут. Это была речь на съезде компартии Кубы в 1986 году. Но Фидель зажигательно, ярко и долго начал говорить ещё на заре своей революционной деятельности. Художник Рауль Мартинес в 1967 году пишет полотно «Слушай, Америка».

Америка слушает и поныне. Гордый, но маленький сосед со своим мнением Вашингтону едва ли нравится. Быть свободным и независимым легко, но только в том случае, если у тебя крепкая экономика. На Кубе тоже всё понимают и стартуют. Страна в начале подъёма. Логистика, промышленность, туризм и, конечно, пресловутая кубинская медицина.

Нювис Перес, учредитель Национального центра молекулярной иммунологии: «Научные разработки этого центра спасли множество жизней не только на Кубе, но и во многих других странах мира».

Куба хочет доказать всему миру, что рыночная экономика и социализм вполне могут существовать рядом, дополнять друг друга. Получилось же это сделать у Китая и Вьетнама.

Антонио Каррианте, первый вице-министр внешней торговли и инвестиций Кубы: «Фидель вывел Кубу на международную арену, сделав её намного значительнее».

Последний год можно смело назвать политическим для всей Латинской Америки. Сегодня президента выбирает Венесуэла. Назначен референдум, а вслед за ним и выборы главы в Боливии. Это при том, что и года не прошло после президентских выборов на Кубе, в Коста-Рике, Чили и Перу. 24 мая исполнится ровно год, как в Эквадоре выбрали своего лидера с революционной фамилией Лени́н. Убеждённый социалист давно преодолел ограниченные возможности. Сегодня номинант Нобелевской премии мира и отец троих детей строит «новую демократию». Экс-лидер Венесуэлы Уго Чавес называл это «социализмом ХХI века». Похоже, вся Латинская Америка, которой никогда не были чужды идеи социализма, вновь пересматривает свои политические приоритеты, а за ними подтягивается и экономика. Например, в прошлом году белорусские нефтяники заключили 16-летний контракт с государственной нефтедобывающей компанией Эквадора. Благодаря нашим технологиям, запасы разведанного чёрного золота только на месторождении «Армадильо» сейчас составляют 100 миллионов баррелей. Проект, уверяют в Минске, не только прибыльный, но и имиджевый. Каждая страна региона – это дополнительный коридор на огромный рынок Латинской Америки, в которой белорусов узнают всё больше и всё чаще называют надёжными партнёрами.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by