Герой сюжета неожиданно оказался без машины, да ещё и остался должен банку. И вроде всё по закону. Автомобиль, который два с половиной года назад был куплен по объявлению, конфискуют за долги по кредитам предыдущего владельца.
Было у отца три сына, и каждому Валерий Андалюкевич подарил машину на выпускной в университете. Младший вуз окончил два года назад, столько же – за рулём дарёного «Опеля». Но вдруг письмо из банка: автомобиль оставлен в залог предыдущим владельцем, тот не платит по кредиту, и машину конфискуют. И сведения, что «Зафира» была куплена по объявлению в витебском автохаусе, для суда несущественны.
Валерий Андалюкевич, житель д. Савичи (Дятловский район): «Мы перестраховались, во-первых, что она бегала по Беларуси, прошла все эти проверки и, во-вторых, выставлена на продажу в автосалоне. То есть опять же какая-то проверка, перестраховка, что она не ворованая, номера перебиты или что, всё-таки деньги большие».
Того автохауса в Витебске, кстати, давно нет, свой филиал оршанская компания закрыла. Но владелец не скрывается и даже заинтересовался. Ведь по его документам проходит лишь одна машина такой марки, но в другом кузове и другого цвета.
И тут уже Валерий Андалюкевич признаётся: да, у автоцентра к ним подошёл предприниматель и именно с ним подписывали документы. Причём ИП, который уже давно ликвидирован, был посредником между покупателем и реальным владельцем. Отыскать номер должника (точнее, должницы) удалось, а вот воззвать к совести – нет.
Но почему сделку не заблокировали при регистрации в ГАИ, которая по идее и должна отслеживать такие случаи? Инспекторы говорят: эта информация устаревшая. ГАИ ответственности по финансовым обязательствам владельцев транспорта не несёт.
Дмитрий Ткачёв, старший инспектор по розыску УГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Когда действовал закон о залоге, который был впоследствии отменен в 2013 году в январе, на основании письма из банка машина ставилась под запрет, и пока хозяин машины не рассчитается с банком, то снять с учёта её не представлялось возможным. Теперь этот закон отменили, и все ограничения и обременения тоже отменили».
То есть ни покупатель, ни автохаус, ни ГАИ или банк не могут проверить: вдруг оставленная в залог машина продана и может быть конфискована уже у нового владельца? С января 2013 года это персональная ответственность продавца.
Евгений Прокопчик, директор автохауса: «Единственная возможность у любой автомобильной компании проверить, заложен ли автомобиль в банке либо какой-то микрофинансовой организации, – это прописать в договоре комиссии либо купли-продажи ответственность продавца за то, что он продаёт автомобиль. Такой случай был один за 10-летнюю нашу практику. В этом случае мы вопросы с покупателем решаем самостоятельно, а уже затем решаем вопрос с человеком, который продал нам такой автомобиль».
Но попросить автохаус разделить издержки Валерий не может – покупал-то не у них. Банкиры тоже разводят руками: это два разных судебных разбирательства. Один иск – от владельца к предпринимателю-посреднику, второй – банка к должнику.
Пётр Андрусевич, начальник управления кредитования бизнеса коммерческого банка: «Залогодатель намеренно продал свой автомобиль, не исполнил свои обязательства по кредиту, эти действия можно расценивать как мошеннические, и банк имеет право подать иск в суд на этого клиента. И могут рассматриваться как действия, которые изначально были у клиента, чтобы выманить деньги из банка, это уже уголовная статья и уголовное преследование».
Избежать проблем поможет реестр заложенного имущества – он создан с первого сентября 2016 года. Покупатель может отправить запрос, и за два дня ему ответят, не «висят» ли на предмете сделки долги. Правда, запрос платный, да и реестр пока сформирован не окончательно.
Юрий Воропай, юрист: «Все залогодержатели должны заполнить этот реестр и внести туда сведения по каждому заложенному имуществу до 1 марта 2017 года. Когда полноценно начнёт реестр работать, возникают не только права, но и обязанности».
Но почти три года сделки не проверялись, сколько заложенных, но проданных авто – неизвестно. Эксперты, узнав, что Валерий купил машину по счёт-справке, улыбаются – случай типичный. Этот документ появился как упрощённая альтернатива договору купли-продажи, оформлять его можно на месте и без физического присутствия обоих участников сделки. Популярным стал во время автобума, когда дешёвые машины из России брали всё подряд. В Москве, говорят, «раскрутились» целые фирмы, которые брали кредиты под залог автомобиля, продавали его – и закрывались. Естественно, прихватив деньги.
В Беларуси пока такие случаи единичны, но автоэксперты уверены: банки скоро начнут искать должников и конфисковывать машины. Уже известны случаи, когда минские банки только в суде выясняли, под чей кредит машина была заложена раньше. Так что владельцам, у которых на руках только счёт-справка и нет договора купли-продажи, желательно проверить «чистоту» своей покупки.
Валерий, вероятно, продолжит выплачивать кредит на покупку машины, но его младший сын пересядет на общественный транспорт.
Подписывайтесь на нас в Telegram