Память о тех, кого уже нет. Православные христиане в этот день вспоминают усопших – для большинства из них Радуница начинается с храма. Праздник неразрывно связан с Пасхой. Традиционно на девятый день после Воскресения Христова тысячи белорусов возносят молитвы об умерших и отправляются к местам захоронений. Особенности белорусской Радуницы – у Дмитрия Семченко.
Близок полдень, но на проспектах тихо будто в полночь. Такими пустынными столичные улицы бывают разве чтопервого января. Зато на загородных трассах и местных дорогах – вереницы машин. Смешиваясь в потоке с общественным транспортом, увеличенным в этот день на тысячи автобусов по всей стране, люди едут туда, где кресты, ограды и вечная память. Наглядный ответ на вопрос, почему в Беларуси Радуница – официальный выходной.
Корни Радуницы в белорусской земле измеряются даже не столетиями, а тысячелетиями. Наши предки ходили поминать родных на кладбище задолго до прихода сюда христианства и продолжали это делать после крещения. Духовенству пришлось принять древнюю традицию и внести в церковный календарь, но с некоторыми народными обычаями в этот день повиновения священники не смогли смириться.
Одно дело зажечь свечии помянуть ушедших близких молитвой – другое устроить застолье, а точнее «замогилье», со сменой блюд как на свадьбе и тостами. Бывает, что до танцев и драк доходит. Этот день, конечно, не скорбный, а радостный, но не до такой же степени – восклицают, нахмурившись батюшки. Пир среди крестов явно контрастирует с панихидой в церкви.
Каждый год на Радуницу около двух миллионов белорусов принимают участие в богослужениях. Уже после литургии люди отправляются к местам захоронений родных и близких.
Иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора: «Но не для того, чтобы разложить там стол, пусть даже праздничный пасхальный, а для того, чтобы помолиться, зажечь свечи, приветствовать друг друга и умерших возгласом Христос Воскресе».
Для Валентина Волчка это 12-я Радуница в должности заведующего кладбищем «Колодищи», поэтому он может рассказать не одну впечатляющую историю. За это время и погребальная мода менялась. Например, выходцы из восточной Беларуси стали ставить у надгробий столы: из дерева, металла и даже мрамора – на фоне памятников ценой в столичную квартиру. Из Западной Европы наоборот приходят тенденции к скромным и аккуратным надгробьям без ограды. Они не соревнуются с соседями по высоте и дороговизне, но и здесь родственники находят место, чтобы оставить усопшим выпить и закусить. Но далеко не ко всем могилам сегодня пришли.
Валентин Волчёк, заведующий кладбищем «Колодищи»: «12 тысяч бесхозных могил. Стараемся убрать. Крест гнилой заменить. С других могил переставляем – где памятники ставят».
Впрочем, с огромным хозяйством – а кладбище занимает около 60 гектаров – всего пятеро сотрудников вряд ли смогли бы справиться, если бы не помощь сознательных посетителей.
Искусственные цветы – это современный символ Радуницы. Пёстрые лотки в этот день оккупировали не только все подходы и подъезды к захоронениям, но и перекрёстки в городах. Между тем ежегодно на белорусских кладбищах остаётся порядка миллиона искусственных цветов, общим весом около 10 тонн. И хотя белорусы тратят на этот неразлагающийся веками груз около полумиллиона долларов в год – в основном китайский относительно дешёвый пластик пользуется спросом.
Нельзя сказать за мёртвых, но для здоровья живых это не лучший выбор. Искусственные цветы травят людей, и когда их сжигают, и даже когда они просто лежат на земле.
Наталья Блыщик, сотрудник программы по химическим веществам и отходам центра экологических решений: «Содержат и токсичные элементы. Эти токсичные элементы мигрируют и в воду, и в почву. Сами пластиковые цветы появились 10-15 лет назад. До этого мы обходились прекрасно без пластиковых цветов. Цветы не обязательный атрибут украшения могилы, можно на этом не зацикливаться, а аккуратно оформить могилу и другими способами».
Эти способы стары как мир. Живые цветы, хоть и в гораздо меньшем количестве, но тоже доступны. И если розы не привлекают ранним увяданием, никто не мешает разбить клумбу.
А это один из старейших некрополей столицы (см. видео – прим. ред.): на Военном кладбище поминают предков с 40-ых годов XIX века. Тут упокоились те, о ком ещё при жизни говорили «совесть и честь нации». Этим летом 135 лет со дня рождения Янки Купалы, а также 75 лет, как не стало первого народного поэта Беларуси.
Жанна Дапкюнас, внучатая племянница Янки Купалы: «Стаім каля помніка Коласа.Мы сем’ямі сябруем. Як толькі сустракаемся, як родныя. Так атрымалася, яны былі ўдваіх, побач жылі, нарадзіліся ў адзін год. Стараемся помніць усіх, ўспамінаць, як трэба. Але самы галоўны напамін – гэта ў душы».
На могиле Песняра сегодня три поколения Дапкюнасов. Они ближайшие родственники по линии племянницы (детей у Купалы не было). Склонялись перед кумирами и на Восточном кладбище Минска. Особенно людно было у могил недавно ушедших народного артиста Александра Тихановича и народного художника Мая Данцига.
Нина Янковская, вдова Ростислава Янковского: «Обязательно прихожу к нему поговорить. Кроме того, я с ним разговариваю и дома. Он у меня везде. Царствие ему небесное! Он это заслужил».
Это первая весна без Ростислава Янковского. Скоро год. Сегодня вдова народного артиста СССР с младшим сыном и невесткой. Вся знаменитая династия собиралась здесь 21 апреля, когда Нине Давидовне исполнилось 90. Связь поколений не прервётся, пока жива традиция Радуницы.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram