Высокие технологии подстёгивают и развитие бизнеса. Появляются совершенно новые направления, где частная инициатива находит своё выражение и свою нишу.
Уходящая неделя в Беларуси прошла под знаком предпринимательства. Уже в четвёртый раз представители малого и среднего бизнеса, крупных компаний и бизнес-ассоциаций, инвесторы, банкиры и чиновники собрались в таком формате на одной площадке, чтобы обсудить успехи и проблемы, поделиться своим видением того, как и с помощью каких инструментов мотивировать деловую активность, особенно в регионах. Этой теме посвятили не один час и даже не один день. Почему это так важно?
Сегодня сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает около 36% от всех налоговых поступлений в бюджет, а работой – свыше 1,3 млн граждан. Доля малого и среднего бизнеса в экспорте товаров в прошлом году впервые в истории Беларуси превысила 50%, 40% приходится на экспорт услуг.
И хотя общий вклад этого сектора в валовой внутренний продукт страны пока не так велик, как хотелось бы, это – вопрос времени. К 2021 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна достигнуть 40%. Реально ли это? Более чем!
Необходимые условия для развития деловой инициативы в стране созданы, и работа в этом направлении не прекращается. Благодаря Декрету №7, указу по развитию бизнеса на селе, обновлённому Налоговому кодексу предприниматели получили множество преференций. Открыть и развивать бизнес стало быстрее – буквально за один день. Сократилось количество проверок, видов деятельности, которые требуют лицензии. В перспективе перечень станет ещё меньше. Сейчас завершается работа над проектом Декрета о лицензировании.
Конечно, не все вопросы ещё решены окончательно, один из них – доступность финансовых инструментов. Чтобы развиваться, необходимо вкладывать деньги (свои, кредитные или средства инвесторов). Без развития не выдержать стремительно растущую конкуренцию.
В 2020 году Беларусь рассчитывает присоединиться к ВТО. Членство в мировом торговом клубе несёт как преимущества, так и определённые риски для бизнеса. Оценить и то, и другое мы попросили участников Недели предпринимательства.
Николай Силинов, генеральный директор частного предприятия по производству тары: «Наверное, этот процесс у нас слишком затянулся. Посмотрите, наши соседи давно вступили в ВТО. На мой взгляд, это процесс неизбежный, нужный и необходимый. Наше предприятие экспортирует продукцию в порядка 40 стран мира. Несомненно, существуют пошлины, которые препятствуют, тормозят развитие экспорта, делают его менее прибыльным. У нас с Израилем ввозная пошлина составляет 13%, а у украинцев – 0%. Стоят у нас совершенно разные условия. Я говорю о пластиковых изделиях, которые мы производим. Мы ждём, что этот вопрос решится, упроститься ведение бизнеса и снизится нагрузка в виде таможенных платежей».
Пётр Арушаньянц, генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей: «Принимая во внимание то, что белорусские производители стремятся выйти на внешние рынки, а выход на внешние рынки – это залог успеха предприятия, то, конечно, присоединение к ВТО делает возможность выхода на внешний рынок более предсказуемой. Условия становятся более стабильными. Конечно, это значительный плюс для белорусских предприятий. Есть и другая сторона: при вступлении в ВТО у белорусских предприятий возрастает конкуренция. Это серьёзный вызов. Конечно, важно, чтобы такие инструменты, как кооперация и использование инновационных технологий, были в приоритете у предприятия, если оно пользуется новыми технологиями. В принципе успех очень вероятен».
Наум Кац, руководитель консалтинговой компании: «ВТО – это возможность открыто вступать в тендеры. Теперь сказать, что в этом тендере будет участвовать только госкорпорация, а частники не могут, нельзя. В тендер может вступить и американская, и английская, и польская компания. Готов ли наш малый бизнес выигрывать такие тендеры? 50/50. В остальном надо работать над технологией и себестоимостью. Тихой жизни не будет после вступления в ВТО».
Сергей Новицкий, генеральный директор предприятия по производству строительных материалов: «Мы должны улучшать качество товаров и услуг, делать их более конкурентоспособными. И вступление в ВТО является катализатором этих процессов. Мы не боимся конкуренции, наше предприятие создавалось как импортозамещающее, наша продукция нацелена на местный рынок, хотя частично поставляем в Россию. Естественно, что при вступлении в ВТО конкуренция повысится, потому что уйдут заградительные пошлины. Для нашего потребителя это хорошо, потому что мы будем вынуждены конкурировать с более серьёзными международными производителями и производить ещё лучшего качества продукцию по доступной цене».
Подписывайтесь на нас в Telegram