На днях Всемирный банк обновил прогноз по мировой экономике и предрек её сжатие на 5,2%. Аналитики прогнозируют, что сложнее всего придется тем странам, где заболевание распространялось особенно стремительно, а также тем, кто серьезно зависит от мировой торговли, туризма и экспорта сырья. Но далеко не во всех отраслях глобальной экономики всё так плохо.
В каких сферах сейчас хорошо зарабатывают на фоне общего замедления? Номер один: онлайн-доставка продуктов. Акции мировых онлайн-ритейлеров взлетели на исторические максимумы. Далее: продажа чистящих средств. Многие производители резко подняли цены на эти товары – их прибыли растут невероятными темпами. Онлайн-игры. Платформы и сервисы онлайн-игр переживают настоящий бум популярности и, как следствие, рост прибыли. Приложения для видеоконференций. С отменой перелетов и поездок многие корпорации вынуждены проводить совещания с использованием видеосвязи. Число скачиваний таких приложений растет в геометрической прогрессии. Ну и, наконец, видеосервисы. Они приросли десятками миллионов новых пользователей. В общем, как и любой кризис, нынешний для многих открыл новые возможности.
Мир оживает после пандемии, открываются магазины, торговые центры, но покупателей гораздо меньше, чем в докоронавирусный период. За время карантина многие привыкли к покупкам в интернете. Безопасно, быстро и даже иногда дешевле, чем в розничной сети. Например, для одного из известных российских интернет-ритейлеров по продаже одежды и аксессуаров два месяца самоизоляции стали просто мегаприбыльными. Число покупателей выросло почти в 2,5 раза, а сама владелица бизнеса стала богатейшей россиянкой по версии журнала «Форбс».
Только в первые две недели пандемии 80% активных пользователей сети хотя бы раз воспользовались услугой интернет-магазинов. Что до белорусских компаний, на одной из виртуальных торговых площадок трафик сайта только за весну вырос на треть в сравнении с самым загруженным месяцем в году (декабрём). Магазин бытовой техники «Электросила» и раньше осуществлял онлайн-продажи, но теперь виртуальная площадка стала ещё привлекательнее: для покупателей – акции, бесплатная доставка, варианты оплаты и дополнительная гарантия на товары.
Татьяна Войтович, руководитель розничной сети компании «Электросила»: «Если брать статистику к прошлому году, продажи и заказы в интернет-магазине у нас выросли практически в два раза. Очень выросли продажи девайсов и веб-камер в связи с организацией дистанционных рабочих мест. Наш сайт – это площадка, в которой собраны все товары нашей розничной сети и широкий выбор товаров от наших поставщиков под заказ».
Выросли акции крупнейшего американского онлайн-магазина Amazon, а вместе с ними и состояние владельца компании Джозефа Безоса. Прибавка составила около $30 млрд. Техника, одежда. На первом месте в рейтинге интернет-покупок всё же продукты питания. Похвастались успехом и некоторые сервисы по доставке еды – рост числа пользователей за последние несколько месяцев вырос на 73%.
Онлайн-кинотеатры также попали в топ. Фильмы про эпидемию, да и просто сериалы – трафик только в марте взлетел в четыре раза. Американский стриминг-сервис Netflix в конце апреля заявил о 15 млн новых подписчиков. А денежный оборот только одного из известных производителей контента возрос до 5,7 млрд долларов. Ну а те, кому и фильмы наскучили, стали создавать свой контент. Сверхпопулярной стала социальная сеть для обмена короткими видеороликами. Количество загрузок приложения TikTok по всему миру достигло 2 миллиардов. А это доход. Ну как минимум за счёт рекламы музыкальных треков или брендов.
Ещё один реальный пример монетизации, но уже в сфере интеллектуальной собственности – приложения белорусских разработчиков. Их скачали миллиард раз. Только за апрель 27 компаний с офисами в Минске заработали $147 миллионов выручки. В то время, когда границы были закрыты и многие поставки фактически стояли на паузе, IT-экспорт из ПВТ вырос на 45%. Чаще всего свои проекты наши айтишники реализовывали в сфере медицины.
А ещё люди стали чаще играть в игры. Киберспорт заменил живой. С начала года пользователей компьютерных игр прибавилось на 50%, мобильных – на 17%. Но не только ради развлечений. На этом многие начали зарабатывать, а некоторые преумножать доходы. В выигрыше оказались и блогеры и стримеры. На канале белоруса – Андрей Шкреков известен многим – «Сталкер» (игра). С 2011 года блогер Андрей рассказывает и показывает, как проходить модификации. Сегодня у него почти четверть миллиона подписчиков.
Это лишь один из примеров нового поствирусного способа заработать, не выходя из дома. Впрочем, мегаприбыль получают единицы, гораздо больше компаний и предприятий коронавирус вынудил подсчитывать убытки. Зато и так не бедные до пандемии миллиардеры стали еще богаче. Больше всех разжились на карантине основатель популярной социальной сети Facebook Марк Цукерберг, основатель Microsoft Бил Гейтс, директор онлайн-платформы для видеоконференций Zoom Эрик Юань, а также основатель Tesla и SpaceX Илон Маск. Капитализация, например, компаний Apple и Microsoft превысила $1,5 триллиона, а это сравнимо с ВВП многих стран. А ещё многие компании решили рискнуть и инвестировать в стартапы, бывшие топ-менеджеры НР и Disney запустили новый стриминговый сервис для смартфонов, вложено уже 400 миллионов долларов, но будет ли он успешным? Или всё же после пандемии люди вернутся в реальность и приоритеты снова поменяются? Акценты расставит время.
Подписывайтесь на нас в Telegram