Стало известно, что Международная федерация гребли «отстранила мужскую сборную Беларуси (включая тренеров, медицинский и обслуживающий персонал) от международных соревнований сроком на один год за нарушение антидопинговых правил».
Это значит, что наши гребцы с большой вероятностью пропустят Олимпийские игры. Не исключено, что следом может быть применено и более суровое наказание. Эта новость порождает сразу несколько вопросов. Во-первых, на каком основании принято такое решение. Сообщается, что у Международной федерации гребли есть доказательства приёма белорусами запрещённых веществ во время сбора во Франции. Но какими методами были собраны эти доказательства? По мнению юристов, полицейская операция, которая была проведена в апреле этого года, вообще заслуживает отдельного разбирательства.
Во-вторых, почему решение о дисквалификации, которое основано на апрельском обыске, появилось только в июле, в субботу, да ещё в час ночи? Ведь членам федерации известно, что заявку на участие в Олимпиаде можно подать не позднее 18 июля. 16-е и 17-е – выходные, и, значит, времени на обжалование и защиту законных интересов у нас почти не остаётся.
Как на решение Международной федерации гребли отреагировали Национальный олимпийский комитет и Министерство спорта и туризма Беларуси?
Две недели назад после контрольных заборов крови у главного тренера сборной Владимира Шантаровича на экране мобильного телефона высветился канадский номер.
Вот парадокс, антидопинговое агентство (а там работают люди, знающие своё дело) белорусских гребцов к Олимпиаде допускает. А Международная федерация гребли включается в дело за два дня до дедлайна подачи заявок на Игры и пятью строками на своём официальном сайте убирает нашу сборную. Это не 7 спортсменов, и не 7 потенциальных медалистов. Это четыре года тренировок, пахоты! Четыре года монотонной работы – по две тренировки день.
«Ни один из белорусских гребцов, заявленных на Игры, не был уличён в применении допинга на протяжении всей своей карьеры. И в 2016 году все они соблюдали антидопинговые правила, успешно прошли процедуры сдачи допинг-проб. Мы, белорусские олимпийцы, призываем Вас, господин Томас Бах, и всех членов Исполкома МОК выступить гарантом честной борьбы и защитить права чистых спортсменов, исключив из олимпийского спорта любые случаи неспортивных принципов принятия решения, коррупции и предвзятости».
В любой другой ситуации они бы точно не просили помощи. Они ведь всё и всем уже доказали. Не просили, если бы не были уверены, что они чисты. Но вот у Томаса Баха, президента Международного олимпийского комитета, сейчас хватает и других проблем. В Рио в лучшем случае готовы 90% олимпийских объектов, антисанитария, разгул преступности. США требуют из-за допинга дисквалифицировать всю российскую команду (400 атлетов) и ещё 10 других сборных. А тут какие-то белорусские гребцы. Возможно, господин Бах даже не в курсе, что это сильнейшая команда планеты… Завтра последний шанс – заседание в спортивном суде Лозанны.
А как всё хорошо начиналось. Александр Лукашенко напутствовал сборную на честную и яркую борьбу. Тогда никто не ждал удара в спину. О медальных планах не рассуждали, просто желали друг другу удачи. Выбирали знаменосца и капитана команды.
Наши олимпийцы в такой ситуации оказались впервые. Ситуация патовая. Самым простым решением было бы бойкотировать Олимпиаду (ведь такие случаи уже были). Но это значит признаться слабым. Марина Арзамасова, Алина Талай – побегут. Саша Герасименя и Евгений Цуркин – поплывут, а Виктория Чайка и Виталий Щербацевич будут стрелять. Они все теперь выступят за себя и за тех ребят – за гребцов.
Её прозвали нашей золотой рыбкой. Герасименя вопреки всем прогнозам привезла из Лондона четыре года назад две медали. Готова повторить подвиг и в Рио. Так уж получается, что после деквалификации гребцов основные медальные надежды связаны именно с представительницами прекрасного пола.
А ещё есть женская сборная по баскетболу – единственная в командном виде спорта, которая представит Беларусь на Олимпиаде. В Пекине они себя уже однажды превзошли. Шестое место в компании сборных Австралии, США и других грандов – и это успех. Сейчас у сборной десятое место в мировом рейтинге. Но белорусские баскетболистки всегда были больше, чем командой, и на Олимпиаде готовы разменять эту позицию. Ведь для большинства из этой сборной – Игры последние.
Иван Тихон как никто другой знает, как бороться, когда тебя топят на фоне допинга. Его обвиняли в употреблении запрещённых препаратов. Но вместе с Вадимом Деятовским они отсудили свои медали Олимпийских игр и чемпионатов мира. Только потребовалось несколько лет. У гребцов есть всего один день, но ведь чудеса случаются. Тихон тоже летит в Рио обозлённым. На чемпионате Европы в Амстердаме неделю назад он выступал впервые после длительного перерыва. Нашему молотобойцу, кстати, 39 лет. Он вырвал «серебро» в последней попытке. И, как воспитанный человек, пошёл поздравлять победителя – Павела Файдека. Поляк руки не подал, мол, кто ты такой? Хотя он прекрасно знает, кто такой Иван из Гродно. Они его всегда боялись. Файдек заканчивал школу, когда Тихон метал молот далеко за 80 метров.
Эта Олимпиада рискует стать самой противоречивой и скандальной. Не только из-за отстранения наших гребцов, российских легко- и тяжелоатлетов, Марии Шараповой и многих других. Просто так получается, что олимпийские принципы уже давно нарушены. Сегодня при лоббировании чьих-то личных интересов пешками в большой игре стали белорусы. Кого ждёт эта участь завтра? И когда, например, тандем каноистов или женская байдарка-четвёрка любой страны взойдут на пьедестал в Рио, они ведь буду знать, что победа небезусловная.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram