Общенациональное телевидение

Встречное движение

Читать на сайте ont.by

У наших соседей-молдаван в стране сложилась ситуация, когда два руководителя (премьер-министр и президент) одновременно делают шаги в разных направлениях: в сторону Европейского и в сторону Евразийского союзов. Более того, политики высказываются и действуют таким образом, что интегрировать страну хоть в какое-то объединение становится всё сложнее. Взять, хотя бы сказанные в Петербурге слова про европейский поезд, теряющий вагоны. Или жест с высылкой российских дипломатов. И всё это – события одной недели.

Что же, тем интереснее будет посмотреть репортаж нашего корреспондента Александра Злобина, который накануне визита молдавской делегации в Беларусь записал эксклюзивное интервью с главой правительства этой страны Павлом Филипом.

Осень 2015 года. Кишинёв. У Дома правительства разбит палаточный городок. Люди на площади протестуют против обнищания и коррупции. Со счетов молдавских банков исчез миллиард евро – это половина госрасходов страны. Действующее правительство подало в отставку. Молдова оказалась в шаге от дефолта. Чтобы согласиться стать премьер-министром в таких условиях, требуется большое мужество. Давать присягу главы правительства Павлу Филипу пришлось ночью. За стенами парламента шумели протестующие.

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Нам пришлось непросто. В начале года было такое время, что мы думали, было бы хорошо, чтобы мы были в состоянии платить пенсии и зарплаты, не думая об экономическом росте. Кроме внутренних проблем, потеряли доверие внешних партнёров. Меня радует результат прошлого года. Удалось стабилизировать ситуацию. Удалось возобновить финансирование со стороны ЕС. В прошлом году экономический рост был +4%».

Корреспондент Александр Злобин: «Вы сейчас говорили о том, что сделали как глава правительства. А как политик? Какие выводы вы делали из всей этой ситуации?»

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Вывод один: чтобы страна развивалась, в стране должен быть политический мир».

Корреспондент Александр Злобин: «Если говорить в целом и концентрированно, какое место занимает Беларусь среди внешнеполитических и экономических ориентиров Молдовы?»

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «У нас хорошие тесные отношения. Политический диалог между нашими странами, я считаю, находится на отличном уровне. Чудес не бывает. Если мы работаем, то есть результат. Если есть добрые отношения, есть политическая воля – будет и результат. Дальше нам надо внедрять всё задуманное».

Задумок действительно немало. Чтобы организовать, систематизировать и перевести всё с бумаги в реальность, белорусское посольство в Кишинёве работает в усиленном режиме: уже во вторник молдавского премьера ждут в Минске, поэтому документы, соглашения и контракты готовятся в режиме нон-стоп.

Сергей Чичук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Молдове: «Мы видим хорошие перспективы в сборочном производстве автобусов. Только Кишинёву необходимо около 300 машин».

В Беларуси Молдова видит, прежде всего, равного и надёжного партнёра, дружба с которым прошла серьёзные испытания. Когда в 2014 году Кишинёв ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия закрыла свой рынок для молдавских товаров. Это был болезненный удар. И то, что Беларусь оставила двери открытыми, здесь высоко ценят. И помнят визит Александра Лукашенко в том же сложном 2014-ом. Статус союзника, конечно, почётен, и такое положение дел позволяет строить долгосрочные планы.

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Я хочу подчеркнуть, что мы с благодарностью относимся к Беларуси, так как она ценит своих внешних партнёров. Это в нашей стране прекрасно понимают».

Это официальное мнение из высокого кабинета Дома правительства. Ну а что же о Беларуси говорят люди, которые работают на земле? Это же Молдова! Отправляемся на самый юг страны. Гагаузия – автономия со своим флагом и правилами, в том числе виноделия. Вино, кстати, признано в Молдове продуктом питания, а не алкоголем. Ежегодные плюс четыре градуса в сравнении с центральными регионами страны делают вкус винограда более насыщенным.

Глава Ассоциации виноделов Гагаузии Константин Сибов, рассказывая о сортах винограда и его производном – вине (ярко и вкусно), вскользь упоминает местную поговорку: белорус и гагауз – лучшие друзья. Просим объяснить: оказывается, дело в экономике, но и не только.

Константин Сибов, председатель Ассоциации виноделов Гагаузии (Молдова): «Основной рынок – Беларусь. В ходе трёх воспитательных процессов, которые Россия проводила в отношении Молдовы, Беларусь эмбарго не применяла. Это позволило нам сохраниться».

Четверть экспорта всей продукции виноделия отправляется в Беларусь – и это больше, чем идёт в Евросоюз или все страны СНГ вместе взятые. Интервью то и дело заглушает рокот тракторов. И этих «кормильцев» из Беларуси здесь также любят и уважают. Причём на полях встречаются как новые машины, так и сорокалетние «ветераны». Неспроста, шутят в Кишинёве, у нас и озерцо Тракторное есть. Его назвали в честь местного завода, на месте которого сейчас расположен технопарк, а аграрной Молдове по-прежнему необходимо такое сборочное производство.

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Мы говорим о сборке белорусских тракторов. Мы думаем о расширении гаммы техники. Говорим о другой технике».

Корреспондент Александр Злобин: «Для меня символ отношений троллейбусы, которые ездят по Кишинёву и создают лицо современной столицы. Будет ли этот проект развиваться?»

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Конечно, будем расширять и продолжать. Мы в Кишинёве умеем считать деньги. Этот проект для нас очень выгоден. Есть качество и доступность в цене».

Говорят, этот проект больше всего расстроил таксистов. В услугах трансфера до аэропорта у них была монополия. В ближайшее время появится альтернатива – троллейбусы на автономном ходу.

Троллейбусы «Белкоммунмаш» здесь решили оснастить аккумуляторными батареями – без контакта с сетью техника может проехать 60 км. Это собственная разработка. От наших электробусов они отличаются типом батарей. Впрочем, и классических белорусских троллейбусов в столице немало – город сначала купил 100 машин, затем ещё столько же собрали в Кишиневе.

Георгий Моргоч, глава управления электротранспорта Кишинева: «Они практически преобразили Кишинев. Совсем другое лицо. На этот год выделены средства на совместное производство ещё 20 троллейбусов».

Молдавские приоритеты в вопросе развития общественного транспорта вполне очевидны. Но куда стремится сама Молдова? Сегодня этот вопрос требует уточнения.

Корреспондент Александр Злобин: «Молдова давно и серьёзно определила флагманский курс – интеграция с Евросоюзом. Есть тенденция по укреплению отношений с Россией. Президент 9 мая встречался в Москве, подписал соглашение о статусе наблюдателя в ЕАЭС. Как сочетаются эти два направления? Здесь нет противоречий?»

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Конечно, есть противоречия. Они регламентируются Конституцией. Молдова – парламентская страна. У нас курс на евроинтеграцию. Что касается статуса наблюдателя ЕАЭС, насколько я знаю, его не существует. Когда говорим о международных соглашениях, они должны ратифицироваться парламентом. То, что подписал президент, не требует ратификации».

Корреспондент Александр Злобин: «Символический жест получается».

Павел Филип, премьер-министр Молдовы: «Это так. Но мы стремимся к хорошим отношениям с Россией, как и со всеми странами».

В день интервью молдавское правительство направило в российское посольство ноту, в которой объявило сразу пятерых сотрудников дипмиссии персонами нон грата. Они должны покинуть страну в течение 72 часов. По словам Павла Филипа, такое решение принято на основе информации, полученной от спецслужб. В это же время президент Молдовы это решение осудил. Выступая на международном форуме в Петербурге, Игорь Додон выразил отношение к ассоциации с ЕС: «Зачем торопиться на поезд, который теряет вагоны». В общем, в Кишинёве сегодня весьма сложная политическая кухня. Но при любом раскладе, как здесь говорят, с Беларусью нам по пути. Ведь эти отношения выше геополитики.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by