2015 год прошёл под эгидой празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. На сегодняшний день в Беларуси проживают около 15 тысяч ветеранов – живых свидетелей тех событий. 9 Мая их было ещё 17 тысяч. А год назад – 22 тысячи… Вполне возможно, что к следующей круглой дате останутся лишь рассказы, но не будет рассказчиков, которые знают, какой ценой досталась эта победа. И всё, что нужно сейчас этим людям, наше с вами внимание.
9 Мая в Минске состоялся военный парад, на котором публике показали, что и в мирное время армия держит порох сухим. Торжественным маршем по столичным улицам прошла не только привычная техника, но и новинки. В частности, реактивная система залпового огня «Полонез». А 22 июня, в день начала войны, Беларусь вспоминала о жертвах Великой Отечественной.
Деревня, в которой жила Эмма Корзун, находилась в километре от концлагеря Тростенец. Изо дня в день маленькой девочкой она слышала крики о помощи, выстрелы из автоматов, видела чёрный дым, едкий запах которого въедался в кожу. Запах лагеря смерти.
Тростенец – четвёртый по величине лагерь смерти в Европе. Он стоит в одном ряду с такими кровавыми концентрационными лагерями, как Освенцим, Майданек и Треблинка. Но в отличие от других мест, оккупированных фашисткой Германией, фабрика смерти в Тростенце не разделяла пленных на категории: здесь уничтожали военных, убивали спланированно или проводили спонтанные экзекуции над людьми разных национальностей и вероисповедования. А для усмирения непокорного Минска в качестве возмездия устраивали показательные казни над мирными жителями.
В Тростенце нацисты уничтожили около полумиллиона человек – партизан, советских военнопленных, коммунистов, мирных жителей, евреев минского гетто, депортированных граждан из стран Западной Европы. Если не хватало места, распределяли по другим лагерям Беларуси. В то время их насчитывалось около 250, а ещё 350 мест заключения гражданского населения и 186 еврейских гетто.
В 1943 году здесь орудовала зондеркоманда, которая раскапывала могилы и сжигала тела убитых, надеясь замести следы преступлений. Позже, при раскопках в Тростенце, археологи обнаружат, что толщина человеческого пепла достигает почти метра. В 2007 году территорию бывшего концлагеря причислили к историко-культурным ценностям. Спустя семь лет, по инициативе Александра Лукашенко, здесь начали возводить мемориальный комплекс, который открыли в 2015 году. 22 июня в в 22.00 в Тростенце на митинге-реквиеме в мемориальном комплексе собрались тысячи горожан, ветераны, узники концлагерей. Президент напомнил, к каким последствиям приводят идеи нацизма, нетерпимости и стремление навязать свою волю силой оружия.
Сейчас на территории мемориала немноголюдно. Каждый метр здесь напоминает о трагедии: дорога смерти, вдоль которой растут тополя, посаженные узниками лагеря, сохранившиеся фундаменты бараков и вагоны-теплушки, в которых привозили пленных. Рядом – поле, где рассеян пепел сожжённых узников. Оно находится сразу за «Вратами памяти» – десятиметровой бронзовой композицией, которая, по задумке автора, разделяет мир живых и мёртвых.
Ещё одним примером поклонения памяти погибших в Великую Отечественную стала молитва за Беларусь, во время которой в крипте Всехсвятского храма в Минске заложили капсулы с землёй, привезённой из концлагерей и мест боевых сражений Европы, где последнее пристанище нашли наши соотечественники. И такие мемориалы, создаваемые в нашей стране, будут напоминанием о пережитых трагедиях, которые не должны повториться.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram