Давний кошмар США – альянс Москвы и Пекина – становится реальностью. Но где в этой реальности, на этой новой карте мира место и роль Минска? Эту тему в интервью программе «Контуры» на ОНТ рассмотрел востоковед, профессор Алексей Маслов.
По словам эксперта, переговоры Президента Беларуси Александр Лукашенко и китайского лидера Си Цзиньпина не случайно прошли до переговоров главы КНР с его российским коллегой Владимиром Путиным.
Алексей Маслов: «Пекин никогда не скрывает своих планов, как ни странно. Просто мы их не умеем читать между строк. На последней встрече между российским и китайским лидером не случайно Си Цзиньпин сказал, что отношения двух стран выходят за рамки двусторонних. По сути дела, Пекину очень важно понимать, что те предложения, те идеи геополитические, которые он выдвигает, разделяются не только Россией. Они разделяются группой стран. И Беларусь в данном случае занимает немаловажную часть. Не случайно были первоначально проведены переговоры Лукашенко и Си Цзиньпина, потому что важно было, я так понимаю, выяснить напрямую отношение Беларуси, ее позицию именно по политическим вопросам. Отсюда же и экономическая повестка, это отдельный разговор. Поэтому Беларусь – это немаловажная часть того пространства, которое Китай хочет построить, в том числе, вокруг себя, чтобы ему было комфортно продвигать свои идеи. Кстати говоря, то же самое Китай показывает и по отношению к России. Китай пытается на долгий горизонт закрепить характер отношений. И это ценная вещь, потому что всем хочется понимать, как будут отношения развиваться через 10-15 лет».
Тот самый визит Президента Лукашенко в Пекин весьма и весьма озадачил Штаты. Сейчас состоялась поездка главы КНР в Москву. Маслов ответил на вопрос, пугают ли официальный Вашингтон такие сигналы.
Алексей Маслов: «Очень даже пугают. Потому что для Вашингтона хотелось бы представить ситуацию совсем по-другому. Что есть единая западная коалиция со своим единым подходом и есть разрозненные страны – Россия, Китай, Беларусь. Которые, конечно, могут торговать между собой, это дело нехитрое, но вот политически они никогда не договорятся. Более того, мол, Китай и не собирается договариваться, потому что он слишком заносчивый, а другие страны не могут вынести такого к себе отношения. Но оказалось, что страны от деклараций переходят к реальным проектам. В данном случае говорю, в том числе, и о белорусско-китайских отношениях. Они не быстро, но все равно развиваются. Но самое главное: Вашингтон заботится об одной простой вещи. Ведь, по сути дела, если сейчас возникает глубокая военно-техническая коалиция между Россией, Беларусью и Китаем, а, возможно, и другими странами, то получается, что без всякого подписания формального военного союза страны фантастическим образом по периметру укрепляют мощь гигантского региона. Не случайно Пекин все время подчеркивает, что мы, помимо двусторонних отношений, развиваем отношения в рамках ШОС, БРИКС и так далее. Вот это, на мой взгляд, и начинает волновать Вашингтон, что карта мира серьезно переделывается».
Эксперт рассказал, можно ли уже сейчас говорить о коллективном Востоке в противовес Западу.
Алексей Маслов: «Скорее, коллективный Юг, потому что это значение более широкое сейчас. Потому что коллективный Запад все-таки, как ни странно, – это географически не очень широкое понятие. Мы привыкли смотреть на него как на некий универсальный стандарт и сверяться с ним как с некой матрицей. Китай, кстати говоря, и Россия, и Беларусь показывают, что есть другие матрицы – не хуже, не лучше, они параллельно развиваются. Как есть разные характеры у людей. Главное – не мешать друг другу и не вступать в противоречия. Сама по себе эта элементарная мысль вызывает жуткую озлобленность. Кстати говоря, эта идея западного центризма, она же происходит от колониального сознания, эта идея пришла из XVIII века, и она до сих пор живет в политических матрицах Запада. Когда видится другая матрица коллективного Востока, Юго-Востока, не важно, – вдруг оказывается, что такая изящная, вечная идея главенствования Запада разрушена. И здесь вопрос не войны, не мира, не технологий. Это вопрос цивилизаций. И то, что сейчас идет смена цивилизационного цикла, не сразу, постепенно, – это факт».
Подписывайтесь на нас в Telegram