Стоп, машина. Белорусские водители, работающие в России, с завтрашнего дня могут стать заложниками правовой коллизии. 1 июня вступает в силу закон, предписывающий всем иностранцам, связанным с перевозками, иметь водительские удостоверения российского образца. Несмотря на то, что введение поправок откладывалось на три года, наших водителей как граждан Союзного государства так и не вывели из-под действия новых правовых норм. Куда можем приехать?
Закон, устанавливающий запрет на работу водителей, не имеющих прав, выданных в России, был принят Государственной думой ещё в 2013 году. Переходный период как раз заканчивается завтра. С первого июня всем, кто сидит за баранкой и ездит на большегрузах по российским дорогам, предписано иметь водительские удостоверения российского образца. Ещё на стадии разработки документа, белорусы должны были быть выведены из-под действия нового закона. Но поправки не приняты до сих пор. И теоритически наши водители, как любые другие иностранцы, должны быть отстранены от работы.
Эта остановка по требованию – результат трагедии, которая произошла летом 2013 года в Московской области. Тогда КамАЗ, гружённый щебнем, врезался и практически разорвал рейсовый автобус. Погибли 18 человек, 60 получили травмы.
У водителя большегруза были права, выданные в Армении. Почти сразу Госдума подготовила изменения в российский закон о безопасности дорожного движения. Его инициаторы оперировали статистикой: 30% всех ДТП в России совершают именно водители иностранцы. И самые злостные нарушители правил дорожного движения тоже они. Только в прошлом году в отношении приезжих составлено полтора миллиона протоколов. Под действия новых правил попали не только водители из стран Средней Азии, к профессионализму которых, действительно, в России могут быть вопросы, но и белорусы, многие из которых имеют не только национальные, но и международные права. Когда закон вступит в силу, эти документы перестанут быть основанием для принятия на работу в российскую компанию. Без удостоверения российского образца всех иностранцев будут штрафовать.
Евгений Климентёнок, заместитель председателя профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць»: «Если исходить из того, что мы выстраиваем общеэкономическое пространство с равными условиями для труда, передвижения капитала, то, конечно, это очередной барьер. Если мы не доверяем, например качеству прав, сертификатов, то тогда это оправдано. Мне кажется, если смотреть на перспективу, это пространство строить и не воздвигать лишние барьеры, их и так достаточно. Их убирать надо».
Ещё на этапе подготовки законодательных изменений за наших перевозчиков вступались союзные парламентарии. Их аргументом был Договор о равных правах граждан Беларуси и России. Те, кто работает в Москве и других городах, чаще не гастарбайтеры, а экспаты: официально трудоустроенные работники. Как и россиянам в Беларуси, им не нужно получать каких-то специальных разрешений. Сами депутаты российской Госдумы признают несовершенство законодательных изменений. Кроме того, структуры, ответственные за их исполнение, тоже пока не имеют необходимого ресурса.
Ярослав Нилов, депутат Государственной Думы России: «Автохозяйства спят. Ждут, когда срок вот-вот подойдёт, начинают говорить о том, что они не успевают заменить водительские удостоверения, не заключён до сих пор нужный договор между Беларусью и Россией, чтобы было взаимное признание иностранных водительских прав. Ну, и исполнительная власть тоже не обеспечивает должным образом нужную инфраструктуру, чтобы всем желающим можно было все эти водительские удостоверения заменить».
Сейчас в России говорят о новой отсрочке для вступления в силу закона. Госдума приняла в первом чтении дополнения о переносе исполнения новых положений до первого июля следующего года. Пока депутаты ищут выход из правовых коллизий, активизировались российские автошколы. Их заинтересованность объяснима – обучение иностранцев (а им нужно будет получать и регистрацию, и медицинские справки) может превратиться в хороший бизнес.
Между тем российские компании намерены добиваться не только разъяснения новых правил работы в сфере перевозок, но и требовать законодательно вывести белорусов как граждан Союзного государства из-под действия нового закона. Если процессуально сделать этого не получится, некоторые владельцы грузового бизнеса, а так же водители оставляют за собой право обращаться в суд, где будут отстаивать не только, утверждённые на высшем уровне гарантии равных прав белорусов и россиян, но и требовать компенсации расходов, которые могут появиться при получении прав российского образца.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram