14 февраля 1920 года был опубликован манифест объединения «Утвердители нового искусства». Его лидером стал Казимир Малевич. Среди важнейших задач «УНОВИСа» было создание музея.
«Извозчики», «Ломовики», «Лесовозы»… Сегодня картине вернули название – «За дровами». Возможно, авторское. Живописца Александра Шевченко. Где бывало полотно 1913 года, цифры могут рассказать на обороте. «№576» есть в столетних описях фондов первого в Беларуси Музея современного искусства. До сих пор «За дровами» фигурирует в статьях «про арт» с краткой формулировкой «местонахождение неизвестно». В 1919-м из Москвы в Витебск передали 29 вещей. Среди «пионеров» – работы Марка Шагала. Век назад революционное собрание разместили в здании Народного художественного училища.
Стационарная экспозиция так и не появилась. Условия хранения экспонатов тоже были ненормальными. Уже в 1922 году коллекцию начали делить. Порой незаконно. Даже завели уголовное дело. Прекратили. Мол, подозреваемые разъехались кто-куда. Сегодня в Беларуси выявлены семь картин из витебского музея.
«Искусство коммуны» Михаила Кунина, «Натюрморт с черепами» и «Женский портрет» Ильи Машкова, «Натюрморт с самоваром» Германа Фёдорова. В Минске открыты единичные вещи, но и они сегодня дают представление о высоком уровне коллекции, к формированию которой причастен Казимир Малевич.
«Письменный стол» Давида Штеренберга – всё, что осталось в Витебске, на родине Музея современного искусства. Лишь в 1929-м в Нью-Йорке вырос Museum of Modern Art. Постоянная выставка достижений актуального, задуманная в Минске в конце прошлого века, даже в третьем десятилетии XXI не стала былью. Музеи такого рода есть во всех соседних столицах. Их популярность растёт с каждым годом.
Современные технологии позволяют не только воссоединить разделённые исторические коллекции, но и воссоздать пространство утраченных музеев. Виртуальная реальность способна телепортировать людей в места, которые они никогда не смогут посетить.
В этом году одна из специальных премий Президента Беларуси присуждена коллективу Витебского центра современного искусства за создание экспозиции музея истории народного художественного училища. Сейчас цель – собрать вместе (хотя бы временно) шедевры, которые имеют значение.
Подписывайтесь на нас в Telegram