Сельхозугодья Беларуси занимают более одного миллиона 250 тысяч гектаров, из них пахотные земли – 788 тысяч га. А такой существенный показатель, как балл плодородия пашни – 26,7. Далее – аграрный сектор Витебщины. Это 241 сельхозпредприятие и более 37 тысяч тружеников села. Специализация – развитие мясомолочного скотоводства, зерновые и зернобобовые и, конечно же, лен.
Данная статистика – это условное «дано» в задаче, решением которой в пятницу занимались в Витебске. Здесь состоялось совещание, которое Президент анонсировал как знаковое в развитии и сельского хозяйства области, и в целом Витебщины. Там же прозвучало определение «историческое». Для кого и для чего? Тема масштабной встречи – интеграция агробизнеса.
Как увеличить производство мяса и молока, а значит, и загрузить перерабатывающие предприятия? Вопрос стратегический. А ещё – уравнение со множеством неизвестных. Его три десятка предприятий решают сообща. Цепь из производителей, переработчиков и комбината хлебопродуктов (во главе) замкнулась в холдинг. Или интеграционную структуру. Беды одних хозяйств становятся общими заботами. Кто-то скажет: перекладывают с больной головы на здоровую. И, в принципе, будет прав.
Рассчитывать на быстрый эффект – сложно. Остановить падение в пропасть – вот задача №1. Так в качестве эксперимента в Витебской области и создали четыре интеграционные структуры. Словно бросили утопающим спасательный круг. Прошло три года – и встал вопрос: они плывут или всё так же выплывают? А, может, этот «Титаник» и вовсе не спасти? Парадокс совещания в Витебске в том, что ответить на эти вопросы Президенту так и не смогли. А ведь Александр Лукашенко настроен был благожелательно.
159 хозяйств по мановению волшебной палочки не объединить. Но примеры успешной работы агрохолдингов в стране есть. Тот же «Савушкин продукт». Та же Витебская птицефабрика. Крупные переработчики – как локомотивы, но они не просто тащат вагоны. Те везут сырьё. Так вокруг переработчика создают сырьевую зону. И Президент битый час пытается понять: так в чём же логика создания суперобъединения?
Что к чему, губернатор пытается объяснить в несколько заходов. В какой-то момент казалось, этот клубок не размотать. И всё же логика прослеживается: дескать, хотим убрать дублирующих специалистов, отдать всю власть в одни руки, которая бы не учила, как доить коров, а решала глобальные задачи…
Глава Нацбанка подтверждает: сделать взаимозачёт сейчас нельзя. Закон не позволяет, ведь речь о разных юрлицах. Единым должником может стать управляющая компания. Она составит с кредиторами график рассрочек, а предприятия начнут жизнь с чистого листа.
Что деньги хозяйствам нужны – никто не спорит. Без них они так и будут влачить нищенское существование. И Президента возмущает не это. А то, как его фактически пытались «обработать». Может, схема, придуманная в Витебске, и хороша, но после такого разговора у неё уже не было шансов.
В сухом остатке: за 2,5 часа Президенту так и не смогли однозначно ответить, даёт ли интеграция в сельском хозяйстве ощутимый результат и, тем более, стоит ли идти на ещё большее укрупнение. Что только и укрепило Александра Лукашенко в мысли: не с того начинаете.
Впрочем, на идеях Витебска Президент не ставит крест. До конца года вопрос проработают ещё раз. Чтобы наконец понять, каждый сам гребёт в своей лодке или стоит всё же замахнуться на круизный лайнер.
Подробности - в видеоинформации.
ФОТО: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram