Ар-нуво, югендстиль, а всё-таки нам ближе Серебряный век. Сегодня он вернулся – в декоре интерьера главного музея страны. Само здание Национального исторического – ровесник эпохи: возвели его ровно 110 лет назад.
Под экспозицию сегодня 14-й зал. Может, это намёк: мол, годом 1914-м (как принято) не закончился век, созвучный фамилии Серебрянников. Он автор проекта, в котором то ли пять, то ли шесть участников. Не все ещё коллекционеры, вопреки афишам, желают быть широко известными.
Дмитрий Серебрянников, автор проекта «Серебряный век»: «Достаточно был такой отбор серьёзный. Я не хотел бы, что бы здесь были выставлены предметы, которые не находили должного подтверждения. "Васількі", "Бульба" і "Журавіны на дрыгве" – не было этого. Те же взять изразцы, которые здесь представлены. Ар-нуво... Даже ближе к французскому».
На обороте клеймо «Ицка Песельник». Этот купец до Первой мировой владел кафельным заводом в городке Копысь на Днепре. Плиткой отсюда оформляли особняки вдоль набережной Невы в Петербурге. По всей Империи текучестью форм славилась и минская фабрика Авербуха.
В белорусской традиции как такового понятия «Серебряный век» не было. Скорее, эпоха модерн. Иногда, по аналогии с Польшей и Австрией, эра сецессиона. Так говорят, когда вспоминают творчество Фердинанда Рущица.
В дизайне первым нашим новатором сейчас признан Николай Михолап. Даже в собрании Национального художественного музея (кстати, им же основанного) нет ранних работ. Два авторских образца – впервые в витрине. «Собаку» Серебрянников купил на блошином рынке столицы. Вообще, модерн – редкость в отечественных собраниях. У соседей – в Риге – отдельный музей югендстиля.
Олег Рыжков, директор Национального исторического музея Беларуси: «В дальнейшем если всё-таки вот эта тенденция развития филиалов Национального музея будет продолжена (сейчас у нас их пять), то тогда, кооперируясь, можно создавать хорошие выставочные пространства. Какая разница, в музейных фондах это находится или находится в частных руках – это находится на территории Беларуси».
25 лет (с конца XIX до начала XX столетия) – таким коротким был Серебряный век. Его настроение передают сегодня старые обложки журналов, почтовые карточки. С них смотрят на зрителя уже привычные «девушки эмансипе». Для модерна «Осень», уверен Серебрянников, самая пора открытия, а не увядания.
Подписывайтесь на нас в Telegram