Общенациональное телевидение

Выставка норвежского художника Ларса Странда открылась в Минске

Читать на сайте ont.by

Так что же там, «За горизонтом»? Отечественная публика узнала и наконец-то оценила воочию. Первая «Северная» выставка открылась в минском Музее современного искусства. Оказывается, живопись Норвегии отнюдь не холодная. А по цветоформе она уж очень близка к методам одного всемирно известного уроженца Беларуси.

Для белорусов Норвегия – так это сегодня за окном. И за каких-то 15 тысяч рублей. На двух уровнях экспозиции музея волнуется Северное море. Из услышанного на вернисаже: «Сейчас оттуда, из-за горизонта, выскочит треска. Вам не показалось?». 35 «нечто» в Минске представил автор, доплывший из Осло.

Ларс Странд, художник (Норвегия): «Не бумага ли это? Нет! Я рисую исключительно на холстах из льна, нанося до 40 слоёв живописи. Вот эти слои и дают ощущение, что работа просто приклеена к основе. Тот же приём использовал Рембрандт. Часть линий занимают 3 секунды, а часть – все 15. Это сравнимо с человеческой жизнью: каждый час строит наш день, каждый день – год».

Сегодня, если сложить все диагонали, то получим 15 из 53 лет биографии Странда. Художник хорошо известен за рубежом. К примеру, в престижном Метрополитен-музее Нью-Йорка найдутся три каталога нового «Мастера геометрии». Минская презентация – 41-я, персональная.

Виктория Козловска, руководитель проектов арт-центра Марка Ротко (Латвия): «Дигитальный перформанс, дигитальная инсталляция – свет, звук… Каждый выбирает для себя подходящую, заинтересовывающую технику».

Востоку Европы «палитру Скандинавии» сегодня открывает арт-центр Марка Ротко – уроженец Даугавпилса (бывшего Двинска) считается один из первых экспрессионистов планеты. Подобно витебскому соседу Марку Шагалу. Однако по-настоящему искусство «ушло в ноль» в 1915 году.

«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн, тогда только увидим чисто живописное произведение» – этими словами начинался манифест великого художника из «тутэйшых» ровно век назад. Сейчас смотришь и понимаешь – «Квадрат» Малевича не так уж стар.

Судя по реакции гостей выставки, даже столетие спустя общество расколото. Одним проще сказать: «Я не понял!» и всё тут. Другие хотя бы пытаются вникнуть. Комментарий третьих: «Здесь ничего объяснять не надо – просто прекрасно!».

Лариса Михневич, куратор выставки «За горизонтом»: «Фигурирует термин «глобальное искусство». Он спорный, но речь идёт о том, что мир пытается быть самим собой и вместе с тем объединиться».

Вот и открыть Норвегию отныне можно не покидая Беларуси. На 140 квадратных метрах музея, который первым подошёл к юбилею «чёрного знака», ставшего концом искусства старого и началом современного.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by