Когда на холст переносят картошку. Характер быта нации зачастую определяют по этому жанру живописи. Натюрморт в переводе с французского – «мёртвая природа». Исправить ошибочное мнение решили в столичной галерее Савицкого.
Баталист, портретист – такого Опиока мы знаем. А тут уже художник, который написал «Маслобойку». Это не просто «еда, заключённая в раму». Это часть его детства в селе Макаровка под Витебском.
Николай Опиок, художник, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Начинается зимний период, пост – это одни натюрморты. Пост заканчивается – другие. Пасхальные дни – третьи. Потом жниво. Потом косьба. Это целый мир натюрмортов. Конечно, «мёртвое» пошло от того, что цветы сорваны. Они тоже убиты. Жизнь прекращена, но жизнь повторяется, через видение художника».
«Ах, вернисаж! Ах, вернисаж! Какой портрет, какой пейзаж...» – слово натюрморт из песни всё-таки выбросили. Мол, не в рифму. Ещё лет 60 назад многие живописцы считали вторичным увлечение неодушевлённым «Предметным миром». Это, кстати, название выставки из одной коллекции.
Александр Внуков, коллекционер: «Для меня ближе всего натюрморты 70-х – 80-х годов наших художников, ветеранов Великой Отечественной, которые пронесли через своё сердце не только винтовку-автомат. Это и Борис Непомнящий, и Громыко. Большое внимание уделял натюрморту Антон Бархатков, единственный из учеников Бялыницкого-Бирули, который тоже партизанил».
64 фамилии, 83 работы – собирать «цветы и плоды» Александр Внуков начал в 2010 году. И уже сам взялся за кисть. Вот авторский «Яблочный Спас» (см. видео – прим. ред.). К вернисажу – альбом с цитатами классиков. Например, фовиста Матисса: «Нет ничего сложнее, чем написать розу». 850 экземпляров – первое с 1978 года издание о «Белорусском натюрморте».
О том, что этот жанр сегодня особенно популярен у белорусов, можно убедиться, открыв кошелёк. На обороте тысячной купюры как раз таки фрагмент натюрморта «Цветы и фрукты» художника XIX века Ивана Хруцкого. Другим видам живописи, кроме пейзажа, пока повезло меньше.
Цвирко, Кищенко, Щемелёв, Данциг. Учителя, а также ученики на полутысяче квадратов нижнего зала галереи Савицкого. Но насколько близок сам термин натюрморт к творчеству последнего в Беларуси народного художника СССР, нарисовавшего «Цифры на сердце»?..
Галина Ладисова, директор музея истории г. Минска: «Вызывает такое удивление и восхищение, что Михаил Андреевич одинаково талантлив не только в тематической картине, портрете, но и в натюрморте».
Увидеть, если переводить с французского буквально, «мёртвую природу» Савицкого пока сложно. Полотна скрыты в запасниках. До реставрации. Зато до февраля открыты глазу не просто фотореалистичные васильки. Ренуар говорил: «Сюжеты самые простые – такие сложные». Здесь натура жива.
Подписывайтесь на нас в Telegram