Принято считать, что белорусские айтишники талантливы, успешны, зарабатывают неплохие деньги и исправно платят налоги в казну. Это так. Но, опять-таки, это не вся правда. Пытаясь составить максимально полную картину происходящего, Александр Злобин выяснил, что самые известные белорусские высокотехнологичные компании с юридической точки зрения белорусскими не являются, поскольку зарегистрированы в других странах. И получается, что белорусский интеллект зачастую работает не на Беларусь.
Акциями белорусской IT-компании торгуют на Нью-Йоркской фондовой бирже. Звёзды боевиков Дольф Лунгрен и Стивен Сигал, если верить рекламе, не прочь поразвлечься с компьютерными игрушками. А когда белорусский проект MSQRD стал частью корпорации Facebook, разработчиков лично поздравил её владелец – один из гуру информационных технологий Марк Цукерберг.
Таковы современные истории успеха, которые вдохновляют молодёжь. Быстрорастущие компании, основанные на новых идеях, называют стартапами – буквально «стартующий, начинающий движение» – сегодня они воспринимаются как отличная возможность реализовать себя. Но статистика неумолима: из ста таких проектов выживают лишь 10-15, и только единицы из миллиона имеют шанс стать суперуспешным.
Олег Тихонов на эту карту поставил всё. Его проект «Eightydays», или «Восемьдесят дней», заметили, оценили, о нём начали писать в специализированных журналах. Но слава не значит успех. Сегодня главная задача молодой команды – поиск инвестора, которому, говорят, есть что предложить.
Олег Тихонов, основатель IT-компании: «Маршрут Вильнюс – Рига – Берлин стоит 139 долларов. Вильнюс – Берлин – Братислава – Милан – 129. Это новые возможности для небольшого бюджета. Есть 200 долларов – думаешь, хорошо бы в Париж слетать! Но за эти деньги можно посетить Минск, Барселону, Берлин и так далее. И это всего за 200 долларов».
Основатель компании уверяет: генерируя во многом случайные, но выгодные маршруты по Европе или США, программа позволяет путешественнику при минимальном бюджете получить максимум впечатлений. Сейчас в Сети располагается бета-версия, но в перспективе можно будет облететь вокруг света быстрее, чем за 80 дней, и к тому же, дёшево – это главный принцип. Программа бесплатна, доход разработчики намерены иметь с небольших процентов от билетов и рекламы. И в этом главная сложность – если продавать услугу, а не продукт, то нельзя стать резидентом Парка высоких технологий с его льготами и преференциями.
Кстати, мировые гиганты этой сферы – Facebook, AirBnB, Booking – компании, которые сегодня стоят миллиарды долларов, по нынешним правилам также не смоли бы рассчитывать на поддержку Парка. Кроме того, в нашей стране весьма сложно конвертировать заработанные электронные деньги в рубли, проблем добавляет и сложная бухгалтерия с обязательными печатями, о которых в глобальной торговле уже стали забывать. В общем, система такова, что проще основать компанию за рубежом, а в Беларуси работать по её заказам в статусе простого дистанционного исполнителя по принципу аутсорсинга. И тогда добро пожаловать в Парк. Но при такой схеме основной доход остаётся за пределами страны. Известных примеров хватает: несмотря на белорусские корни, компания Wargaming с миллиардными оборотами располагается на Кипре, а Минск – один из её центров разработок. MSQRD находится под британской, а ЕPAM Systems – под американской юрисдикцией. Под таким углом это уже не столько истории успеха, сколько примеры упущенных возможностей для страны.
Надежда Ручанова, директор компании по предоставлению IT-услуг: «Отрасль в Беларуси стала аутсорсинговой. 90 процентов работ выполняется для западных компаний. Мы развиваем чужие бренды, чужие продукты. Мы развиваем интеллектуальную собственность, которая выходит за пределы страны. Хотелось бы, чтобы мы создавали собственные продукты и сервисы, востребованные в мире».
Надежда Ручанова стоит во главе так называемой облачной компании – это один из магистральных трендов информационной индустрии: когда программы, мощности, память выгоднее не покупать, а брать в аренду в так называемом облаке. И такой сервис также находится за пределами охвата Парка. Глава белорусского представительства крупнейшего производителя программного обеспечения ситуацию с информационными технологиями сравнивает с деревообработкой: Беларусь за рубеж продаёт пусть и качественный, но лес-кругляк, в лучшем случае – пиломатериалы, хотя могла бы продавать мебель, которая на рынке стоит куда дороже. Даже для себя мы не особенно стремимся делать готовый продукт с высокой добавленной стоимостью.
Антон Мякишев, глава представительства американской компании-разработчика программного обеспечения: «У нас объём внутреннего рынка составляет 420 миллионов долларов, а объём экспорта, львиная доля которого тот самый аутсорсинг – 1,1 миллиарда. Фактически наша страна сегодня играет заметную роль в 4-й индустриальной революции за рубежом. При этом наша собственная экономика не пользуется этим ресурсом, который у нас есть».
Тем не менее, в своё время Парк высоких технологий решил важнейшую задачу – остановил «утечку мозгов». Более того, сегодня во многих компаниях до 10 процентов персонала – иностранцы.
За 10 лет Парк высоких технологий прошёл большой путь. И если в начале в 2006-м году он объединял всего 4 компании, то сегодня их больше 160. Здесь работают 27 тысяч человек. Объём выпуска программ в прошлом году составил 900 миллионов долларов. Но главное достижение, по оценке специалистов, – Парк стал катализатором развития целой отрасли, он сформировал благоприятную IT-среду. Быть программистом в Беларуси модно и престижно. Но эксперты говорят и о том, что пора Парку выходить на новую высоту и новый уровень.
Этим займётся новый руководитель. На смену Валерию Цепкало, который управлял высокотехнологичным кораблём все 10 лет, пришёл Всеволод Янчевский, который до этого занимал должность помощника Президента. Но IT-сфера для него не нова: Янчевский возглавлял наблюдательный совет ПВТ.
Всеволод Янчевский, директор Администрации Парка высоких технологий: «Есть очень много талантливых людей, замечательные идеи рождаются в Беларуси, и здесь будет, я абсолютно в этом уверен, действительно прорыв. Не будем говорить о мировых, но то, что Беларусь будет лидером в Восточной Европе, я уверен».
Задача перед новым директором стоит действительно амбициозная: сделать Беларусь по-настоящему IT-страной. Что для этого необходимо, обсуждали в одной из самых высокотехнологичных компаний Expcapital, которую в понедельник посетил Александр Лукашенко. Бизнесмен из российского списка «Форбс» Михаил Гуцериев и один из самых влиятельных инвесторов в информационно-программной сфере Беларуси Виктор Прокопеня, что называется, объединили свои компетенции и финансы для разработки продуктов в сегменте дополнительной реальности – перспективная технология применима в индустрии развлечений, безопасности, образовании, медицине. На глобальном рынке конкуренция самая острая, но белорусским компаниям приходится преодолевать ещё и внутренние барьеры.
Виктор Прокопеня, инвестор: «Чтобы продавать высокомаржинальные продукты, надо покупать рекламу. В интернете 70 процентов – это Google и Facebook. Без рекламы ничего не продашь. Если деньги зайдут в Беларусь, то они уже отсюда не выйдут. Ведь по Указу о внешнеэкономической деятельности для вывода платежа за рубеж должна быть большая пачка бумаг с тем, кому он уходит. Google и Facebook этим не занимаются. Получается, если компания заработала деньги, она оставляет их там».
Выражаясь проще, по международным правилам купить рекламу в Интернете можно буквально в несколько кликов мыши – и через минуту о твоём продукте узнают сотни миллионов пользователей. Просто, быстро, удобно, доступно. Белорусским компаниям, чтобы себя прорекламировать, для отчётности необходимо собрать весомую пачку документов, в том числе и от рекламодателей – Facebook и Google, которые такими операциями попросту не занимаются.
По итогам разговора Президент поручил создать в Беларуси совет по развитию IT-технологий с участием широкого круга экспертов. Также Александр Лукашенко поддержал идею по использованию в стране беспилотных автомобилей.
Михаил Гуцериев, предприниматель (Россия): «Не на аутсорсинге заниматься IT-технологиями, а непосредственно создавать продукт на территории Беларуси, обучать кадры – для этого всё есть».
Финансы, налоги, правила внешнеэкономической деятельности – речь идёт о серьёзных, отнюдь не косметических изменениях законодательства. И Президент поддержал эти перемены в принципе. В идеале государство должно создать комфортную экосистему, в которой проекты и стартапы было бы выгодно запускать, поддерживать и не бояться их гибели, – уверен Игорь Маханёк. В разное время он работал в IT-компаниях Беларуси, затем Швейцарии, а сегодня состоит в штате крупной корпорации в Нью-Йорке. Впрочем, примером для подражания эксперт считает Израиль – страна, не имея богатых природных ресурсов, превратила «высокие технологии» в ведущую отрасль экономики. Объём производства этого сектора сегодня превышает 34 миллиарда долларов – в 30 раз больше, чем в Беларуси.
Игорь Маханёк, инженер-программист IT-компании (США): «Сделано всё идеально, чтобы стартапы легко создать, легко финансировать, продать или вывести на биржу в другой стране, а также компании могут нормально обанкротиться и не иметь последствий в виде дополнительной ответственности. При этом все участники процесса довольны и нет ощущения, что что-то происходит некрасиво».
Как образно выразился один из экспертов, после периода больших надежд в IT-сфере в стране наступает время серьёзных перемен, после которых белорусские продукты будут не редкими вспышками на мировом рыночном небосклоне, а станут настоящими яркими созвездиями.
Подписывайтесь на нас в Telegram