3 ноября в Беларуси отметили 134-й день рождения одного из основоположников современной белорусской литературы. Якуб Колас проявил себя в поэзии, прозе, публицистике, драматургии. Не писал лишь киносценариев. Зато снимали по классику нередко. Причём и игровые, и документальные ленты. Последние, как правило, начинаются с кадров малой родины Песняра – Столбцовского района Минщины.
«У гэтай хаце...» заменили на «тут нарадзіўся...» – мол, правдивее. Всё-таки «родны кут» Якуба Коласа сожгли во Вторую мировую войну. Отстроили застенок Акинчицы к столетию «гения мест» над Неманом. Точь-в-точь как было 3 ноября 1882. С колыбели поэта начинается не одна документальная картина из показанных не раз на Минском «Лістападзе».
Георгий Мицкевич, внучатый племянник Якуба Коласа: «У 1947 годзе, калі ён першы раз прыехаў да свайго брата Юзіка, майго дзеда, я, чатырохгадовы, ужо напамяць ведаў “Савося-распусніка”. Ставілі мяне на табурэцік і я чытаў. Кастусь абнімаў мяне, гладзіў. Стаўбцоўшчына гэта, канешне, яго вытокі, яго сокі ўсе».
73-летний «коласок» (так называл своих потомков классик) ещё водит экскурсии по туристическому «Шляху...». Это четыре мемориальные усадьбы. Самая удалённая – лесная застава Ласток,
Геннадий Овсянников, народный артист СССР: «“Раз Сымонку давялося чуць, як граюць дудары, і яму тады здалося, што да гэтае пары ён дзіцятка быў дурное” – во, памятаю! У кожным апавяданні каларытныя беларускія фігуры: дзядзькі, цёткі. А ў “Талашы” па “Дрыгве” таксама што не персанаж, то характар».
Cколько сыграно по Коласу, народный артист СССР (к слову, последний такой в нашем кино) не считал. Вроде бы впервые – 55 лет назад, в каком-то телефильме. Но вернёмся в Ласток, который, кстати, является самой ценной из всех усадеб Песняра. Дом из хвойного бруса и гумно стоят с 1885 года. Мечта хранителей – снова всё накрыть гонтой (деревянной черепицей).
Лидия Пушкарёва, заведующая музеем-квартирой Александра Блока (г. Санкт-Петербург, Россия): «У нас есть биографические пересечения. Потому что другом юности Александра Блока был Сергей Городецкий, который был хорошо знаком позднее с Якубом Коласом. В музее Якуба Коласа, между прочим, хранятся письма Сергея Городецкого. Это было для меня неожиданно».
Один из первых переводчиков на русский национального эпоса «Новая Зямля» (в 1982 году экранизированного «Беларусьфильмом») на этой земле никогда не был. Музей в Альбути («Парэчча» в поэме) открыли только в 1990-м. Воссозданы дом, хозпостройки с тростниковыми крышами. Сам Колас говорил: «Тут – мой рай». До райцентра Столбцы пять километров, не верится.
София Мицкевич, заведующая филиалом «Николаевщина» Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «Сустрэла куманіцу, ажыну – гэта Чырвоная кніжка. Яна рэдка дзе знаходзіцца ў нас, у Беларусі. А тут у нас душыца, якая ўваходзіць у збор усіх лекавых напояў».
Пани Зося, супруга внучатого племянника Песняра, известна на всё Принемонье. Она автор двух учебных фильмов о дальнем родственнике, а также хозяйка интерактивной «Хаткі знахаркі». В эту субботу экспозицию расширили до «Природы в творчестве Коласа». Здесь и улей диких пчёл, и лабиринт «Жизнь насекомого», и стенд «Следы зверей». Не так давно в сарае заночевала рысь.
В Альбути состоялся литературный дебют Якуба Коласа. За стихотворение «Весна» – по-русски – от отца он получил один серебряный рубль (тогда корова стоила два). Свой первый гонорар поэт хранил до начала Великой Отечественной. До того, как сгорел его минский дом.
Макет особняка можно увидеть на бывшем хуторе Смольня, в шести километрах от Столбцов. У дома матери классика сегодня вырастает «Древо жизни» – аллея памяти, в том числе юбиляров нынешнего Года культуры, современников «дзядзькі Якуба»: Змитрака Бядули, Тётки, Максима Богдановича. А под вековыми липами в 1912-м впервые обнялись наши первые народные поэты.
Елена Лешкович, директор Литературного музея Янки Купалы: «Нажаль, нічога матэрыяльнага ад той сустрэчы не засталося. Але засталіся ўспаміны Коласа. Ён згадвае, як Янка Купала прыйшоў у Смольню: малады, прыгожы мужчына, з крыху няёмкай усмешкай і светла-карымі вачыма».
При жизни великих поэтов ещё не началась эра цветной кинохроники. Зато не редко Колас был в чёрно-белом кадре. Документалисты любили гостить в столичном «Доме за колоннадой» академии наук. Да и сейчас его интерьеры легко угадываются. Например, в сериале «Покушение» отечественного режиссёра Александра Ефремова.
Сегодня фотогалерею вдоль легендарной скрипучей лестницы открывает портрет польского классика Броневского, чей сборник «Печаль и песня» созвучен с первой книгой белорусского Коласа «Песьні жальбы».
Элиза Чапска, директор музея Владислава Броневского (г. Варшава, Польша): «У нас есть издания произведений Якуба Коласа, есть и переводы, сделанные Владиславом Броневским. Остались также фотографии, переданные в музей вдовой поэта».
Этой осенью 110 лет со дня выхода Коласа «в печать» со стихотворением «Наш родны край». Дату отметили как раз таки 3 ноября тридцатью научными «Каласавінамі». Во время конференции вспоминали многое из написанного в 1947-1952 годах в кабинете, воссозданном сегодня в Смольне.
Зинаида Комаровская, директор Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «У думках заўсёды вяртаўся сюды. Можа таму, што ў яго творах, у яго вершах, гучала такая фраза: “мне сонцам свеціць Наднямонне”. Незадоўга да смерці, у 1956 годзе, зноў і зноў сюды прыязжаў. Як бы развітваючыся».
У музейщиков есть желание восстановить здание корчмы в селе Николаевщина, благо остались фундаменты, которые помнят великого поэта. Это привлекло бы больше туристов. Хлеба и зрелищ – древняя мудрость. Как и то, что связь гения с местом его обитания (Дублин Джойса, Нью-Йорк Драйзера и, конечно, Столбцовщина Коласа) – загадочна, но очевидна.
Подписывайтесь на нас в Telegram