Жилищный вопрос в столице. Как говорил классик, именно он портит людей. Но всех ли? Ведь есть те, кто ищет собственные квадраты и всегда рад появлению новых жилых домов. Однако не всегда сей восторг разделяют жители соседних домов. Может дойти до споров, конфликтов, претензий и тотального несогласия. Нечто подобное развернулось в одном из дворов Минска. Разбирался наш корреспондент Андрей Александров.
Жильцы семи домов по улицам Щорса, Лермонтова и Розы Люксембург, узнав о возможном строительстве во дворе 16-этажки вместе с тепловым пунктом, насосной станцией и трансформаторной подстанцией стали защищать родной «пятачок». Часть из них разразилась категорическим «нет, не хотим». А почему, собственно, «нет» – стали выяснять и местная администрация, и застройщик, и городские службы.
Претензиями и доводами стороны обменивались не единожды, но положить все на чашу одних весов пока не получилось. Главный вопрос от жильцов – почему новостройка будет именно в их дворе?
Администрация вносит ясность – и двор, и все, что построено на его территории, не принадлежит ни жильцам, ни городу. Эти дома вместе с коммуникациями и техническими помещениями возводила Белорусская железная дорога еще в 60-е.
Владимир Танкевич, заместитель главы администрации Московского района Минска: «Вся земля на территории двора находится на балансе БЖД, на обслуживании. В том числе, там находится старая котельная со старой 5-метровой трубой кирпичной, старые мастерские, которые занимают площадь 0,7 гектара, старые гаражи и вот вся посадка дома осуществляется на эти старые строения. 14% идет увеличение, потому что дом садится чуть больше гектара, мы не забираем двор, будем только благоустраивать и улучшать состояние».
Вот эти слова – «благоустраивать и улучшать состояние», опять же, каждый понимает по-своему. Это должно происходить и без строительства нового дома, настаивают жильцы. «Да», соглашаются в администрации, но это ответственность не города, а в первую очередь, организации, на чьем балансе все это находится. Другой момент! Средств на «благоустраивать и улучшать состояние» у организации нет. Но они есть у застройщика. И город, как модератор, предлагает – за счет строительства и капитальный ремонт, и коммуникации старые заменить, которые рвутся по три раза на год, и от трубы старой избавиться, из-за которой слабый напор воды в домах.
Артем Овсеенко, главный инженер ЖКХ №1 Московского района Минска: «Жилые дома, которые сейчас мы проектируем, и капитальный ремонт не может быть выполнен без замены сетей, а сети не находятся на балансе коммунальных служб, они находятся в республиканской собственности».
По словам представителей города, взять все это на баланс город может, за счет строительства и, соответственно, за счет смены формы собственности. Встречно здесь звучат и другие претензии. Как быть с деревьями, которые высаживали некогда люди?
Что будет – тоже пояснили. Часть деревьев и так пойдут под снос ввиду их аварийного состояния. Часть уберут или пересадят в связи с заменой коммуникаций, часть останется. А после строительства предлагают устроить субботник по озеленению. В этом дворе, как рассказали представители администрации района, деревьев изначально почти не было. Да, их жильцы высаживали, но где хотели – некоторые растут и на кабелях, и на инженерных сетях, впиваясь корнями не только в прошлое. Следующий вопрос – парковочные места.
Парковочных мест действительно мало. Объяснение тому – еще одна отсылка к 60-м годам – тогда на дом выделяли три места под машины, и ширина проезда была три метра. Если поставить транспорт здесь, больше никто не проедет. За счет новостройки появится 48 машиномест. Очевидно, не хватит и новой 16-этажке, и существующим домам. Вот и жильцы подчеркивают, что этого недостаточно. Правда, пользоваться паркингами и стоянками в радиусе пешей доступности тоже нет желания. По официальным данным, самая дальняя – в 800 метрах. Но к цифрам люди относятся скептически. Как и к самому проекту застройки.
Несмотря на все аргументы, местные уверены – дом, инженерные сооружения, точки сбора отходов и парковки хотят построить с нарушением норм. Застройщик опровергает – все по нормам.
Никита Яшновский, ведущий инженер УКС «Запад»: «Нормативное расстояние до существующего здания, которое на сегодняшний день в рамках проекта будет посажено на существующую территорию, которую занимают гаражи и котельная, выдерживает расстояния до прилегающих жилых домов – минимальное расстояние 30 метров».
Но жильцы говорят: размеры на бумаге отличаются от тех, что будут по факту – это якобы подтвердил их специалист, который перемерял. Спорят также и по вопросу перенаселения.
На этот счет, а также насчет якобы некорректно составленных официальных документов с якобы целью скрыть факт перенаселения также поспешили успокоить. Все в рамках закона.
Владимир Танкевич, заместитель главы администрации Московского района Минска: «Любой дом строится на основании проекта, и в проект все равно все вкладывается. Наступает то время, когда, конечно, мы пододвигаемся и строим вот сейчас первую линию Дзержинского, вот сейчас будем во дворы входить, на Розы Люксембург появляются два дома, "АресаСервис" строит тоже дом внутри квартала. Мы двигаемся и развиваемся, это генеральный план развития города Минска. Это все рассчитано, мы действуем согласно всех норм и правил».
На собрании жильцам предоставили возможность наглядно во всем убедиться. Но презентация оставила вопросы у людей. Администрация района, в свою очередь, готова отвечать и дальше. В конце концов, данному проекту предстоит пройти такую обязательную процедуру, как экспертиза, где в любом случае проверят все нормы и правила строительства. Пока кипят эмоции, когда у одних есть желание решить квартирный вопрос, а другие не хотят делить якобы личное пространство с новыми соседями.
Телефон нашей горячей линии: 217-04-24. Корреспонденты ОНТ готовы выехать на место и помочь разобраться в ситуации.
Подписывайтесь на нас в Telegram