Общенациональное телевидение

В Москве вспоминают жертв «Норд-Оста» и трагедию, которая произошла 20 лет назад

Читать на сайте ont.by

20 лет со дня гибели заложников «Норд-Оста». В Москве сегодня вспоминают жертв крупнейшего террористического акта, который произошел в театральном центре на Дубровке. 40 вооруженных террористов три дня удерживали почти тысячу человек. В результате штурма спасти удалось не всех. 


Вот уже 20 лет московский театральный центр на Дубровке, пожалуй, один из самых известных символов международного терроризма. Здесь можно никогда не побывать, но вряд ли кто-то не знает, что именно здесь произошел страшнейший теракт в истории современной России. Заложниками боевиков стали 916 человек – зрители мюзикла «Норд-Ост». В ходе штурма, где использовался газ, был предотвращен чудовищный взрыв, но 130 человек спасти не удалось.

Сегодня их лица – в стихийном мемориале на фасаде театрального центра на Дубровке. У подножия – лампады и фотографии тех, кто навсегда так остался зрителем мюзикла «Норд-Ост». Реквием по погибшим – ария из спектакля.

57 часов под прицелом автоматов и в зале, начиненном взрывчаткой, 200 килограммов. Боевики требовали тогда от российских властей прекратить контртеррористическую операцию в Чечне. Когда переговоры зашли в тупик, было принято решение о штурме. При атаке применили газ. Который, по одной из версий, стал причиной смерти некоторых заложников. Среди погибших и минчанка Людмила Богачева. В память о каждой жертве сегодня в небе над Дубровкой – 130 белых шаров. 

Ирина Захарова, директор фонда родственников жертв террористических актов «Рейс 9268»: «А время не может вылечить. Когда ты потерял единственного ребенка… Извините… Сколько бы лет ни прошло, ты понимаешь, что жизнь твою сломали… Никогда невозможно ни простить, ни забыть, ни вылечиться».

К слову, родственники жертв теракта все еще ждут, когда наказание настигнет всех участников захвата театрального центра. Террористы, которые находились в «Норд-Осте», были уничтожены при штурме. Но следствие устанавливало и заказчиков, и организаторов, и их подельников. Одного из подозреваемых, например, задержали лишь спустя 10 лет после атаки на Дубровку. И это явно не все. 

Сам технический уровень, масштабность теракта говорят о том, что у боевиков были кураторы достаточно высокой квалификации. Их будут искать – без срока давности. Выводы из той трагедии, судя по статистике, все-таки сделали. Число терактов в России уменьшается с каждым годом, благодаря и наработанному опыту спецслужб, и ужесточению законодательства. 

Места, где уровень террора сейчас обозначен, как самый высокий, – это Крым и недавно вошедшие в состав России территории Донбасса, Херсона и Запорожья. 

Захват заложников на Дубровке можно считать началом конца чеченского террора. Именно после него бандподполье и его лидер Аслан Масхадов лишились международной поддержки. Их на Западе назвали «испорченным товаром». Но, похоже, такой синхронности в оценках действий террористов едва хватило на два десятилетия. Наши бывшие партнеры сегодня уже не видят и не считают террором, например, то, как Киев ведет себя по отношению к Донбассу. И некоторые из тех, кто 20 лет назад спасал «Норд-Ост», сейчас так же спасают людей от тех, кто, как террорист, решает, кому можно, а кому нельзя жить.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by