Общенациональное телевидение

Подписано соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские терминалы России

Читать на сайте ont.by

Сегодня в Москве подписано соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские терминалы России. Накануне проект одобрил Александр Лукашенко. Наша логистика меняет ориентиры без потерь. А вот Литва и Латвия под удар свою экономику подставили сами.  


Процесс пошел: белорусские нефтепродукты уходят из портов Прибалтики в российские морские хабы. Соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов, которое подписано сегодня в Москве, практически полностью забирает транзит у Прибалтики. В Минске не стали ждать, пока официальные Вильнюс и Рига выполнят свои угрозы заблокировать белорусский экспорт, и первыми, по сути, вводят экономические секторальные санкции, лишая, например, Литовскую железную дорогу и Клайпедский порт грузов из Беларуси.

Активно обсуждать вопрос «обнуления» балтийских портов и перевод основной части экспортных грузов в морские терминалы России начали еще в сентябре прошлого года. Когда литовские политики стали откровенно грубо вмешиваться в наши внутренние дела и поддержали призыв белорусской оппозиции блокировать экспорт крупных предприятий, составляющих экономическую основу «режима Лукашенко». Не хотите работать нормально, не надо, посчитали в Минске. И стали прорабатывать вопрос экспортного «переезда», например, в Ленинградскую область, в современный порт Усть-Луга. Наши политэмигранты закричали: сплошные убытки. Ведь транспортное плечо до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды. Но двусторонней рабочей группе удалось договориться: Россия предоставляет Беларуси скидки на свои услуги по доставке и перевалке нефтепродуктов. Маршрут будет выгодным и даже более привлекательным.

Виталий Савельев, министр транспорта России: «И РЖД, и белорусские коллеги – и мы шли во всем на встречу друг другу. Могу сказать, что цена для белорусских поставщиков в российских портах ниже, чем она была при перевалке через прибалтийские порты. Все российские трейдеры и РЖД – мы все пошли на существенные скидки, исходя из объемов, которые предложила белорусская сторона».

С чем, собственно, прибалтов можно поздравить. Сами спилили под собой сук. Ведь общий поток белорусских товаров через порты этих стран ежегодно составляет около 10 млрд долларов. В частности, через страны Балтии поставлялись нефтепродукты, калийные удобрения (это более половины всего экспорта), продукция машиностроения, сельского хозяйства, пищевой промышленности. Транзит был разделён между Латвией и Литвой примерно поровну: 55,5% приходится на Вентспилс и Ригу, 44,5% – на Клайпеду. Только терминалы в Литве в год обслуживали более 14 млн тонн грузов из Беларуси. А это более 30% всех погрузок. Потери оцениваются экспертами в сумму до 3 млрд евро в год. 

Белорусскую политику в отношении ненадежного партнера можно понять, в целом все логично. В свое время Россия точно так же увела свою нефть из прибалтийских портов. Имея опыт, договорились и с белорусами. Сегодня же были подписаны контракты с российскими операторами морских терминалов и с железнодорожным оператором РЖД, который будет осуществлять доставку наших грузов до порта наземным транспортом. На протяжении всего срока соглашения стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации. На таких условиях, возможно, через Россию совсем скоро на экспорт пойдут и другие белорусские товары.

Алексей Авраменко, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «В дальнейшей перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами данные вопросы. Это могут быть не только калийные удобрения, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса. Этот вопрос требует более глубокой детальной проработки с точки зрения мощностей, портовой инфраструктуры. Я думаю, что мы этим вопросом плотно позанимаемся».

Пока соглашение предусматривает перевалку почти 10 млн тонн белорусского мазута, бензина и масла в российских портах на Балтике до 2023 года. Основным станет порт Усть-Луга. На сегодняшний день это одна из самых современных площадок в России. По федеральной программе развития морских портов уже к 2024 году Усть-Луга должна стать крупнейшим транспортным хабом на Балтике. Разблокирована оторванная от основной территории страны Калининградская область, налажена паромная переправа с Балтийском. За это тоже спасибо вечно озабоченным европейцам. Москва, как и Беларусь, оказавшись в последнее время под международным давлением, ожидаемо решила создавать собственную транспортную инфраструктуру. Это и независимость от санкционных рисков, снижение затрат на грузоперевозки, новые рабочие места, новые предприятия и комфортные условия для экспортеров. Соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов заключено по формуле take-or-pay, т.е. наших экспортеров не привязывают к количеству, но чем больше они перевезут, тем дешевле это будет. Первые белорусские внешнеторговые грузы поедут на экспорт через российские морские порты уже в марте.

Очевидно, что уходом одних нефтепродуктов из Прибалтики дело не ограничится. Если уже Беларусь взялась за нефтетранзит, то новый маршрут будут обкатывать и для других товаров. Здесь как раз-таки больше личного, чем бизнеса. Хотя на убытки наша страна не идет. Но когда партнеры фактически шантажируют Беларусь санкциями, транзитной блокадой отдельной продукции, скорее всего не за горами то время, когда они сами потеряют все.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by