В столице сегодня собрались потомки Евгения Чирикова. До революции прозаик и драматург по популярности не уступал Чехову и Горькому. А после – запрет на произведения. И только теперь произошло возвращение к читателю.
Силуэт Троицкого предместья почти как при Чирикове. И сей дом мог обозначить беллетрист. Он с 1895 года жил неподалёку. А с России и Украины сегодня приехали правнуки классика в галстуке-бабочке, как на открытке в первом зале музея Богдановича.
Михаил Чириков, правнук писателя Евгения Чирикова (Россия): «Вообще “знаменитое” кресло, на котором фотографировались и Максим Горький, и Куприн, и Леонид Андреев, и Евгений Чириков. А сейчас это кресло находится в одном из фотоателье города Арзамаса. Сохранились очки дореволюционные, такие же круглые, как у Джона Леннона. Внуки, увлечённые The Beatles, носили».
Столетняя карта Волги - реки, которая связала две семьи географически на века. Смотрим «созвездие-родословную»: сводный брат Максима Богдановича родился в Нижнем Новгороде. Туда в 1887 году отправили на поселение Чирикова – за участие в беспорядках вместе с Ульяновым (Ленин).
Ещё неопубликованная рукопись из архива музея. Это наброски воспоминаний Адама Богдановича «Первые дни знакомства с Максимом Горьким». Цитата: «У меня было письмо от Е.Н. Чирикова – писателю, мне в это время совершенно незнакомому, в большую печать только недавно попал, 1896».
Уже тогда вся империя зачитывалась рассказами, фельетонами, статьями «барда интеллигенции». Свою старшую дочь Чириков назвал «Новелла». Её потомки в 90-х переехали из США в Киев.
Татьяна Ретивова, правнучка писателя Евгения Чирикова (Украина): «Есть музей Леси Украинки, и какая-то часть архива из Нижнего Новгорода была передана туда. Такая же связь, как с Цветаевой. То есть он рекомендовал её. И после этой рекомендации её начали воспринимать как поэта».
До 1902 года предок творил в Минске. Отсюда сюжет «Евреев» – пьесы, которой было «верю!» от самого Чехова. С Чириковым в столице вообще связаны 5 адресов (как детей у драматурга). По одной из версий, здесь родился старший сын Евгений. Что точно: полвека назад, по сути, главная линия династии вновь «прописалась» в Беларуси.
Евгений Чириков, внук писателя Евгения Чирикова (Беларусь): «Я здесь в Минске издал "Зверя из бездны", но интереса в то время никакого не было, это был 2000 год. Оно такого фотографического плана, я бы сказал даже. Фильм поставить по этому роману ничего не стоит».
Мнение критиков: «Зверь» – это самый правдивый рассказ о событиях 1917 года. Выходит, именно сейчас «в тему» прошло возвращение к читателю. 85 лет назад писатель-эмигрант так называемой первой волны скончался в Праге. Салон начала 20-го – Серебряного века Чирикова, Горького, Богдановича. Это тема грядущей «Ночи музеев» в Троицком.
Подписывайтесь на нас в Telegram