Экономика в нынешних непростых условиях первична. Ведь от ее работы зависит и жизнь каждого конкретного человека, и даже больше – суверенитет страны. Об этом не раз говорил Президент.
С какими показателями завершили 22-й год? Рассказали сегодня в профильном ведомстве. Санкционные тиски не ослабевали весь год. Большого рывка от экономики, наверное, уже не ждал никто. Тем не менее, удалось сохранить производства, а торговля стала более умной. Партнеров мы выбираем с железной надежностью.
Тем более что опора у Беларуси сильная, уверенно себя чувствует промышленность. Из тенденций – снижение закредитованности и долговой нагрузки. Также стоит закрепить и экспортные достижения прошлого года. Улучшилась и рентабельность продаж.
Один из древнейших городов, который издавна считается духовным достоянием России. Он изумляет памятниками архитектуры, и речь не только о доме первого русского нобелевского лауреата Павлова. И теперь все городские красоты и достопримечательности можно будет детально рассмотреть из белорусского троллейбуса. МАЗ поставил в российский город технику с возможностью автономного хода до 20 километров, местные уже оценили преимущества. Но пока привыкают и учатся с ней работать.
Сергей Карпов, водитель троллейбуса: «Поездил на нем уже, мягко идет. Как в жигулях, раньше говорили, сейчас, как в мерседесе, можно сказать. Такой миниэлектробус получается, который сейчас в Москве ходит. Когда надо – опять подключаешься, аккумулятор заряжается – и уже работает, как обычный троллейбус, то есть где объехать аварию, или в неподключенный район съездить, или экскурсию отвезти, это все вполне можно осуществлять».
Обновление автопарка для города – задача первостепенная. Для понимания, насколько остро стоит вопрос, а вот насколько. Похоже, в городе не только архитектура древняя. За пару лет намерены старые машины заменить полностью, а значит, наш клиент. Хоть и за тысячу километров от Минска. Партия в 10 новых троллейбусов – лишь «первая ласточка». Губернатор Рязанской области лично убедился в надежности и машины, и партнеров. Ведь техника поставлена вовремя и по адекватной цене.
Когда Запад ударил санкциями, кажется, все города Беларуси и России стали чуть ближе. Надо и торговлю нарастить, и даже больше – импорт заместить. И здесь тоже сработались.
Так, БелАЗ сейчас проводит испытания нового самосвала на российском двигателе, его поставляет Калуга. И вот удивительно. Раньше Россия – основной рынок продаж самосвалов. Сейчас – и главный поставщик деталей. Конструкторы БелАЗа практически отказались от импортных запчастей. В Россию же возвращаем готовым изделием – прямо с конвейера на добычу угля на Кузбассе и золота в Красноярском крае.
Так если гиганты не просто на плаву, экономика не в красной зоне? Эксперты констатируют – тот самый шок, который, возможно, был на первом санкционном этапе, прошел. Адаптироваться к ситуации во многом удалось, рынки переориентировали, логистику перестроили. Производили под нужды сбыта. По данным минэкономики, объем ВВП за прошлый год – почти 191,5 миллиард рублей.
Дмитрий Ярошевич, заместитель министра экономики Беларуси: «Результат сложился на уровне минус 4,7. То есть нам удалось вопреки санкционным ограничениям и давлению сохранить этот показатель, на протяжении последних месяцев он не менялся. Важно, что на протяжении последних четырех месяцев наша промышленность плюсовала. Особенно наши флагманы. Минпром в целом сработал. 108% за год, то есть это как раз те предприятия, которые основа белорусской экономики. Пищевка хорошо, положительно сработала, деревообработка, порадовало сельское хозяйство. Хороший урожай. Можно считать в целом, что экономика сработала неплохо».
К тому же правительству удалось остановить разгон инфляции, доходы населения не снизились. Увы, сфера строительства сработала хуже, чем в 21-м году. Однако ввели столько жилья, сколько планировали – 4 миллиона 226 тысяч квадратных метров. То есть те, кто рассчитывал на ключи, их получили. Социальные обязательства для государства по-прежнему приоритет.
Юлия Абухович, старший преподаватель Белорусского государственного технологического университета: «Вот эта жизнь под санкциями дала нам колоссальный опыт работы в санкционных режимах, потом наступила эпоха ковида, когда нам тоже приходилось пересматривать правила поведения на рынке. 2021 год – это были первые санкции, и в этом плане нам очень помогла Россия, на которую мы смогли опереться. В 2022 году под санкции попали и Россия, и Беларусь, но теперь уже Беларусь стала надежной опорой для России. Вот именно эти две составляющие, когда два государства оказались действительно стратегическими партнерами, позволив нам подставить друг другу плечо, помогли нам пережить тяжелый 22 год».
Интеграция Минска и Москвы, считай, мера необходимая. Хотя для белорусских производителей российский рынок всегда был приоритетным. И большой плюс, когда на высшем уровне договоренности есть.
Александр Лукашенко не раз подчеркивал: Беларусь и Россия – два независимых государства, и суверенитетом никто не поступается. Кто бы уж что там ни говорил, при разработке Союзных программ, которые и призваны активизировать сотрудничество и по многим направлениям создать единые рынки, действовали исключительно в интересах двух сторон. Тем более, время подталкивает к такому решению проблем.
Так вот и сейчас не время обольщаться. Санкционный гнет, предрекают эксперты, не ослабнет. И чтобы не отстать, стоит поднажать: в этом году амбициозные задачи – рост экономики на 3,8%, увеличение экспорта на 5,5%, инвестиции в основной капитал и вовсе должны прибавить 22%. Так что стойкость и опыт прошлых лет вполне пригодятся. Не лишним будет и плечо партнеров: и близких, и тех, что на расстоянии, но доказавших надежность.
Подписывайтесь на нас в Telegram