15 мая Президент, как и обещал, начал инспекцию белорусских промышленных гигантов. Первым стал Минский тракторный завод. Понятно, что через проблематику таких производств, как МТЗ, на которых работают десятки тысяч человек, просматриваются не только проблемы по отрасли, но и тенденции экономической ситуации в стране.
Говорили основательно и с менеджерами, и с рабочими. От министров Президент потребовал защитить внутренний рынок от необоснованного импорта. А от директоров предприятий – принять все необходимые меры для продвижения белорусских товаров на Запад.
Казалось бы, всё ясно: проданные внутри страны или за границу отечественные товары – это сохранение рабочих мест и возможность платить людям достойную зарплату. Однако, всё понятно, но не всё так просто. Как работать и продвигать свою продукцию в условиях экономического кризиса и жёсткой конкуренции? Трудиться по привычным лекалам прошлых лет уже нельзя. А как? Об этом также говорили на заводе. Впрочем, пятничная встреча на МТЗ подвела итоги всей деловой недели.
Сегодня каждый десятый в мире трактор – белорусского производства. Отечественная сельхозтехника бороздит поля Европы, Латинской Америки, Африки и Азии. Минский тракторный завод имеет более двух десятков сборочных производств за рубежом. И всё же, несмотря на обширную географию экспорта, основным покупателем была и остаётся Россия. Как только экономическая ситуация там ухудшилась, пришлось затянуть пояса и белорусским производителям.
Валентин Лопан, директор маркетингового агентства: «Когда в России хорошие экономические условия, растёт спрос, и если объёмы этого спроса устраивают наши предприятия, то они и работают на него. Нормальная человеческая лень. Зачем напрягаться, если и так всё худо-бедно идёт. Привязка к этому рынку сыграла злую шутку с нашими предприятиями. Сейчас всем стало очевидно, что привязываться к одному рынку не стоит, так как с этим связаны большие риски».
Первый тревожный сигнал на российском рынке прозвучал ещё в конце 2012 года. Правительство России приняло постановление о поддержке собственных производителей сельхозтехники, им предоставили субсидии. А региональные программы господдержки сельхозпредприятий, наоборот, урезали. Денег, в том числе и на покупку белорусских тракторов, у российских аграриев стало гораздо меньше. Падение цен на нефть и курса рубля в 2014 году ещё больше снизило покупательскую способность россиян. Колона тракторов в восточном направлении стала редеть и на МТЗ, чтобы не работать на склад, завод вынужден был сократить объёмы производства. В первом квартале этого года с конвейера сошло около 8 тысяч тракторов, это почти вдвое меньше, чем за тот же период 2013 года.
В августе прошлого года Минский тракторный стал головным предприятием крупного промышленного холдинга. Он объединил 10 заводов по всей стране. Приблизительно в то же время на МТЗ был назначен новый руководитель – помощник Президента по Минску Федор Домотенко, которому и было поручено вытащить белорусский флагман из проблемной колеи.
Рентабельность, эффективность и качество – это основные требования Президента и главные критерии оценки работы промышленных предприятий. МТЗ не исключение. По дизайну и техническим характеристикам белорусские тракторы не уступают зарубежным аналогам. В сегменте от 80 до 130 лошадиных сил «Беларус» практически вне конкуренции. Есть чем удивить и на рынке энергоёмкой техники. Одна их новинок – трактор с электромеханической трансмиссией, она позволяет экономить до 15% топлива.
Всего же МТЗ производит около 100 моделей тракторов и несколько десятков их модификаций с учётом климатических условий, в которых будет работать техника, и, конечно же, пожеланий требований заказчиков. Облегчённая конструкция идеально подходит для азиатских и африканских стран. Сегодня это очень перспективные рынки.
Агрессивнее, в хорошем смысле, Минский тракторный намерен работать и в Китае. На этой неделе на белорусско-китайском бизнес-форуме было подписано соглашение о создании в этой стране ещё одного – уже третьего по счёту – совместного предприятия. И здесь как раз тот случай, когда надо ковать железо, пока горячо.
А вот в западном направлении белорусский трактор то и дело буксует. Плацдармом для наступления на рынок Евросоюза должна была стать Литва, здесь открыто сборочное производство МТЗ. Белорусскую технику европейские фермеры уважают – она недорогая и достаточно качественная. И всё же ей не всегда хватает мощности, чтобы преодолеть ухабы – административные.
Эксперты уверяют: на защиту рынков – внутреннего и общего – единым фронтом должны выступить все промышленники Евразийского экономического союза. И предлагают тщательнее координировать промышленную политику. Одна из эффективных мер защиты – локализация производства.
Александр Готовский, заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии: «Мы, исходя из анализа рынка, видим, что импорт из третьих стран в этом сегменте более 50%. При этом взаимные поставки у нас районе 4%. Поэтому мы считаем, что заместить импорт из третьих стран – это в первую очередь нарастить взаимные поставки продукции. И над этим Евразийская экономическая комиссия и работает. Это ликвидация существующих барьеров для движения товаров. Ну, и усиление кооперации с тем, чтобы выпускаемая продукция была большей частью из наших компаний».
Сергей Сидорский, министр по промышленности и агропромкомплексу Евразийской экономической комиссии: «Раньше компании приходили и говорили: мы здесь будем всё собирать, крутить и продавать, вы только платите звонкой валютой. Мы сказали: нет. Мы уверенно провели за последние два года серьёзную работу. Подписали эти документы наши главы правительств, и на сегодня локализация таких производств за счёт создания новых рабочих мест в Евразийском экономическом союзе 30% в этом году, 1 января 2018 года – 50%. Все, кто не локализует, не имеет права работать в этом секторе экономики».
Это те иностранные предприятия, которые отказываются максимально использовать комплектующие местных заводов. Белорусским производителям эксперты советуют быть более гибкими и дальновидными в отношениях с партнёрами по союзу. Как показывает практика, попытка сэкономить на мелочах может привести к потере рынка.
Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Ну, вот недавно на Промышленном форуме выступал представитель замминистра торговли Казахстана и привёл такой пример, я бы даже сказал, упрек белорусской стороне, в частности Тракторному заводу. Почти пять лет назад было открыто два сборочных производства белорусских тракторов в Казахстане. Кстати, нужно отметить, что сегодня рынок на новую продукцию Казахстана составляет до полутора – двух тысяч тракторов в год. То есть ёмкий рынок. Это стратегический ресурс. Несмотря на то, что при подписании договора о сборочном производстве белорусская сторона брала на себя обязательство по локализации, уровень локализации, который был пять лет назад и который сегодня, он так и сохранился. Давайте посмотрим, что из-за этой стратегии получилось в результате. В результате в Казахстан пришёл один из крупных мировых производителей сельскохозяйственной техники – корейская компания. И она сразу взяла и локализировала до 60% сборку корейских тракторов, и они фактически заместили белорусскую продукцию».
Есть сегодня вопросы и к качеству белорусской техники. Производители кивают на поставщиков комплектующих. Президент уверен – проблема в бесхозяйственности и неорганизованности. Чтобы конкурировать, нужна не только красивая упаковка, но и качественная начинка. Тем более что в сегменте низкой ценовой категории у белорусов появились серьёзные конкуренты – китайцы. И пока промышленная кооперация с ними только зарождается, надо не потерять уже наработанные ниши.
По мнению специалистов, сегодня покупатели обращают внимание не столько на стоимость покупки, сколько на цену эксплуатации – как часто придётся ремонтировать технику и как налажен сервис. В маркетинге это называют ценой владения.
Валентин Лопан, директор маркетингового агентства: «По этому параметру невыгодно торговать дешёвой техникой. Люди считают, что лучше купить дороже, но потом не иметь головной боли – иметь нормальный сервис. Ориентация при проектировании техники на стоимость владения давно объявлена теми же западными конкурентами, а мы всё пытаемся продать дешевле. Мы пытаемся продать то, что у нас есть, не меняя его. Это не маркетинг».
Сегодня, несмотря на экономические сложности, Минский тракторный в стадии активной модернизации. До 2020 года в обновление производства вложат свыше 200 миллионов евро. И хотя завод пока работает с убытками, критиковать руководство и выбранную им стратегию Президент не стал. Признался, что ожидал худшего.
Этот год будет, пожалуй, самым напряжённым и для холдинга МТЗ, но ещё больше для его торговых представительств. На предприятии решительно настроены избавиться от мёртвого груза – складских запасов. А чтобы довести их до уровня нормативов (а это месячный объём производства), необходимо продать более 50 тысяч тракторов. А уже с 2016 года Тракторный завод рассчитывает прибавлять в экспорте до 4% в год, что, как здесь считают, вполне реально.
Интерес к белорусским товарам, в том числе и технике, есть, и подтверждение тому – многочисленные бизнес-форумы и у нас в стране, и за её пределами с участием белорусским компаний. Показательный случай недавно произошёл во Франции. На международной выставке сельхозтехники трактор «Беларус» забрали прямо с подиума, ещё до завершения демонстрации. Не зря в народе говорят: был бы товар, а купец найдётся.
Кризисные времена не повод останавливаться. Наоборот. Экономисты и маркетологи настоятельно рекомендуют: ждать нельзя и на поиски покупателей необходимо отправляться самим. По крайней мере, конкуренты уже давно поступают именно так. Значит, и тем, кто отвечает за продвижение минского трактора, другого просто не дано.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram