Общенациональное телевидение

Производственные травмы: в чем их причина и как избежать трагедии на работе?

Читать на сайте ont.by

Ушел на работу, не вернулся. Ежегодно в мире в шахтах, на производствах и предприятиях гибнет два миллиона 700 тысяч человек. Зачастую работник проявляет непозволительную халатность не только в отношении производственного процесса, но собственной жизни. Это человеческий фактор. 


Валентина Рункевич тяжело переживает смерть любимого внука. Ему было всего 34. Трепетно перебирая фотографии, останавливается на одной – свадебной. Это был самый счастливый день в его жизни. 

Два года назад Юрий Сергейчик с утра, как обычно, ушел на работу и не вернулся. Человек был. А об этом теперь напоминает только холодный камень. Юрий работал в хозяйстве оператором зерносушильного комплекса. В тот день с коллегами перевозил габаритную запчасть – открыл ворота, пропустил автомобиль, вместо того, чтобы сесть в салон – встал одной ногой на прицеп. Решил прокатиться с ветерком. Не доехал… Сильный удар головой, реанимация – он скончался, не приходя в сознание. 

Беспечность, невнимательность, халатность – эту цепочку можно перечислять бесконечно. Это горе для всей семьи. Домой не вернулись чьи-то отцы, матери, дети. От того статистика еще более ужасающая. Но еще в начале 1990-х была и вовсе чудовищной. Например, в 1992-м 20 тысяч человек получили травмы на работе. 

2004 год. Директива №1, подписанная Президентом – вот то, что, по мнению экспертов, переломило тенденцию в лучшую сторону. Дисциплину нанимателя и работника укрепили законодательно. Позже – красный свет для алкоголя на рабочем месте официально. И тысячи спасенных жизней. Ведь в тот год почти половина из тех, кто с работы больше никогда не вернется, были подшофе. Последние два-три года статистика будто зависла в воздухе и не улучшается. Специалисты уверены, мало написать законы нужно их исполнять.

16 сентября был сильный ветер. В Чаусском районе порывы доходили до 15 метров в секунду. В тот день индивидуальный предприниматель Олег Шарубин вместе с напарником валили лес. Всего мгновение, порыв – и сухая ель рухнула вниз. Один отбежал, другой не успел. 

На стройплощадку можно и не заходить. Еще возле нее уже жалуются прохожие. А ведь только-только здесь случилась трагедия. Погиб человек. На мужчину с высоты упала балка. Сейчас защитная сетка есть по всему периметру здания. Почему в тот день ее не было, причем только на одном участке и кто виноват, выясняет следствие. Не понятно пока, почему балка упала, если на высоте никаких работ не было. Цепочка трагических случайностей? Не исключено. Или все же можно было этого избежать? Вместе с этими досками мог упасть и человек. Геннадий Бердников, со стройкой связан полжизни. За плечами десятки проверок. Но инспектор не перестает удивляться: пусть наниматель не всегда заботиться о своих работниках, но почему человеку безразлична его жизнь и жизнь товарищей?  Направлять крановщика без соответствующей квалификации, понятное дело, молодой человек не имеет права.  Оказалось, этот дом строят, в том числе, совсем юные практиканты. То, что их никто не контролирует – нарушение. У самой  молодежи философский подход к ситуации. Генподрядчик добросовестный. Основные нарушения у субподрядчиков. Инспекторы уверяют, эта стройка еще практически образцово-показательная. 

Сегодня Василий Гавриченков с супругой в теплой домашней атмосфере пьет чай. От того глотка воды оправлялся еще несколько месяцев. Две трепанации черепа. Уверен, выжить помогла военная закалка.  Свою внучку, мог уже никогда и не увидеть. В семье до сих пор не могут понять, как так? Ведь на ровном месте. А вот эксперты уверяют, не только на опасных производствах – травм становится больше в офисе. И здесь возникают разночтения: относить эти травмы к производственным или бытовым. Случай Василия Гавриченкова  расследовали несколько месяцев. То, что травма получена во время исполнения служебных обязанностей,  пришлось доказывать в суде. 

Добиться правосудия помогли профсоюзы. Семье выплатят материальную компенсацию.  Эксперты говорят, не исключение и случаи, когда травмы на рабочем месте наниматель пытается скрыть. А бывает, что сами работники не хотят оформлять ранения, ушибы и переломы как производственные. Знаменитый «авось». И так заживёт. А хлопот с беготней по инстанциям и бумагами не оберешься. Да и зачем портить показатели травматизма и создавать проблемы своему начальнику. Но не стоит забывать, эти деньги пусть здоровье или человека не вернут, могут помочь в реабилитации. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by