Количество льнозаводов в Беларуси предстоит оптимизировать. К такому выводу пришёл сегодня Президент, посещая предприятие в Кореличах. Оно, кстати, как и ещё одно в Гродненской области, работает, по мнению Александра Лукашенко, образцово. Чего не скажешь о заводах Витебщины, где общая эффективность почти вдвое ниже.
Но лён – это не только натуральные ткани. Из него делают и полезное для здоровья масло, и даже пеллеты – Президент сегодня назвал их «супертопливом», имея ввиду, прежде всего, экологичность. К тому же, с таким набором производство становится безотходным, а это и забота о природе, и деньги. Поэтому в развитии льноводства к подобному формату следует стремиться всем заводам.
Глава государства анонсировал и совещание по развитию отрасли, где будут приняты стратегические решения – о закупках импортной техники и семян, модернизации производств. Все проблемы необходимо решить в ближайшие год-два.
Но не только о северном шёлке, как называют лён, сегодня говорили в Кореличах. Страна всё ещё собирает урожай. Лён хоть и называют северным шёлком, но капризней культуру нужно поискать. И землю тёплую любит, и растёт один раз в пять лет на одном участке. А ещё и погода – то подсушит, то зальёт. И это, не говоря уже о том, что от ювелирного техпроцесса нельзя отступить ни на шаг. Вот и выходит, что вся работа льноводов напрямую зависит от урожая. В последние годы он не жаловал кореличскую землю, и вот наконец в этом сезоне, кропотливый труд воздался. Собрали вдвое больше обычного.
Классно, когда средняя зарплата около 1000 рублей и продолжает расти вслед за льном, а здесь прямая связь. Арифметика не сложная. В Беларуси 22 льнозавода, и все они, в основном, поставляют своё волокно на один большой льнокомбинат в Орше, где из этого сырья делают ткани и готовую продукцию, скатерти, постельное бельё, одежду и так далее. Так вот, задача льнозаводов сперва выполнить госзаказ, а уже оставшуюся продукцию можно отправить на экспорт – это выгоднее и это необходимая для развития валюта. Если в прошлом сезоне завод в Кореличах едва справился с госзаказом, то нынешнего урожая хватит на год бесперебойной работы.
Сергей Тур, директор предприятия «Кореличи-Лён»: «Будем работать в трехсменном режиме, будут и люди заняты, и оборудование загружено».
Загружены будут и зарубежные партнёры – по экспортным позициям впору карту мира изучать.
Лилия Чечётко, начальник участка по заготовке и переработке предприятия «Кореличи-Лён»: «Отправляли и в Чехию, Бельгию, Францию, Латвию, Литву, Китай, поэтому наша продукция практически во всей Европе побыла и даже дошла до Китая».
Помимо количества урожая, нельзя не учитывать и качество. В этой позиции с Гродненскими льноводами могут посоперничать лишь южные соседи. В остальных регионах – и тоньше, и короче.
Это тот самый случай, когда размер действительно имеет значение. Короткое – льноволокно от 10 до 50 сантиметров, а длинное (то самое, из которого делают лучшую ткань) – до 80 сантиметров. Визуально разница не такая существенная, но экономически колоссальная. К сожалению, пока вот такого, более востребованного, и на внутреннем рынке, и за границей, волокна у нас производится менее 20%.
Сравнять хотя бы «фифти-фифти» и отдача от в целом прибыльной отрасли была бы гораздо больше. Это, кстати, одно из поручений, которое ответственным чиновникам давал Президент, когда речь шла о модернизации этой сферы. Впрочем, обещанный ещё месяц назад в Ивье визит Главы государства на Кореличскую землю начался с «царицы полей». Дело не в монархической иерархии, просто лён здесь уже убрали. Разумеется, Президенту доложили о ходе уборочной кампании по всей стране. Помимо кукурузы, остаётся убрать картофель и свёклу. Оценив ход уборочной, Президент сделал особый акцент. Залог хорошего урожая – в грамотной стратегии.
Что же до стратегии развития льняной отрасли, то она уже давно определена. Чтобы её сохранить, в своё время Александр Лукашенко убеждал чиновников сакральной фразой – «Лён на гербе Беларуси». 2010 год стал переломным для отрасли. Президент принял решение о модернизации и оптимизации предприятий. Через четыре года построили и этот новый цех в Кореличах. Прикуп знали заранее. Мировой рынок льняных изделий ежегодно измеряется в несколько миллиардов долларов. Белорусы отщипывают от этого внушительного пирога всего 3–4%. Хотя могут, как минимум, вдвое больше. В конце прошлого года, посещая Оршанский комбинат, Президент на большом совещании дал для этого конкретные поручения. И они уже частично выполнены, однако сегодня сменившиеся в правительстве чиновники не смогли найти ответ на, казалось бы, простую задачу. В Гродненской области лён растёт на 7 тысячах гектаров, а перерабатывают его всего два завода. На Витебщине 13 тысяч гектаров, но целых восемь заводов.
То, что длинное волокно покупатели готовы оторвать с руками, известно, но у рачительного хозяина и короткое уходит в товар без остатка. Оно идет на грубую мешковину и веревки. Остатки льнотресты трамбуют в брикеты и активно продают населению в отопительный сезон.
И если уж речь пошла о здоровье, то куда без льняного масла. В нём незаменимых омега-кислот вдвое больше, чем в рыбьем жире. Что касается обеспеченности льнозаводов техникой, то в основном все обеспечены. Есть отличные отечественные машины, правда нужно поработать над многофункциональностью. Кроме того, ощущается нехватка высокопроизводительных прессов по очесыванию и оборачиванию льна.
Экономика и рентабельность прежде всего, но и о том, что лён – культура политическая забывать нельзя. Об этом Александр Лукашенко напоминает коллективу предприятия «Кореличи-Лён».
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если раньше я думал о том, что вот, мы ввязались в эту войну по спасению льноводческой отрасли, а, может быть, на рынке будет негодная эта продукция. Я переживал за это, потому что денег вложили немало. Но сегодня мы убеждены в том, что поступили правильно. В Беларуси льну быть. Чтобы переработать и загрузить льнокомбинат в Орше, нам надо 50-52 тыс. т волокна. Мы его в этом году получим. И неплохого качества. Вот та планка, ниже которой мы в будущем опуститься не должны. Цель одна – в этом году расставить все акценты и поставить точку в переработке и возделывании льна, чтобы дальше вы сами могли жить и развиваться».
Несомненно, впереди немало работы, но итог суверенного пути белорусской льняной отрасли уже претендует на исторический статус. Белорусы сохранили традиции, рабочие места в регионах, вооружились новейшими технологиями. Но осталась ключевая деталь, резюмирует Президент, – научиться продавать свой товар, ведь льноводческие страны можно пересчитать на пальцах.
И раз уж речь пошла о подарках, свой льняной презент получил и Президент. Маркетологи уверяют, лучшая реклама для товара, когда его используют очень известные люди. Если это действительно так, то сегодня белорусский лён сделал большой шаг для мирового имиджа.
Подписывайтесь на нас в Telegram