Общенациональное телевидение

Устранение препятствий в торговле и углубление интеграции: Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

Читать на сайте ont.by

В отдельных странах Запада к энергетическому и продовольственному кризисам может добавиться и политический, эпоха доминирования доллара завершается, а войны на Украине не было бы, а страна осталась целостной, если бы Минские соглашения действительно выполнялись. Громкие заявления Александр Лукашенко сделал в Бишкеке - в столице Кыргызстана состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, где четко прозвучало: ЕАЭС должен занять свое достойное место в новой мировой архитектуре. Но для этого, отметил наш Президент, нужно многое сделать, а успехи - не повод самоуспокаиваться. 


Белорусский лидер предложил структурный стратегический план развития Евразийской интеграции. Всего из четырех пунктов, но фундаментальных. Векторы на будущее главы Беларуси, России, Армении, Казахстана и Кыргызстана смогли обсудить и за закрытыми дверьми – из-за пандемии это первая очная встреча за три года. А после саммита Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов про суть громких заявлений Ангелы Меркель, цены на газ, роль российского рубля для Беларуси и настоящих причинах войны на Украине.

Ранним бишкекским утром, когда переговоры на саммите еще не начались, белорусская сторона уже подняла вопрос импортозамещения, что для ЕАЭС – одна из главных тем. От гостевого дома до зала заседания Александр Лукашенко прошелся пешком – идти всего метров 200, погода отличная, с кыргызским снегом хлопьями. И вот отличное настроение белорусского Президента трансформируется в шутку. 

И если коллега Жапаров все понял и улыбнулся, то вот в его президентском гараже начался нешуточный переполох вплоть до момента, когда всех успокоила пресс-служба белорусского лидера. В программе саммита же все шло академично: после церемонии встречи – общее фотографирование. 

Затем лидеры направились на переговоры в узком формате. Журналисты в этом случае традиционно не избалованы обилием публичной информации, но в Бишкеке сегодня двери закрылись для прессы буквально через пару минут – после приветственного слова принимающей стороны. 

Садыр Жапаров, президент Кыргызстана: «Наша общая твердая приверженность евразийской интеграции является прочной основой для развития и укрепления сотрудничества в рамках Союза, формирования мостов между евразийским и другими региональными и глобальными рынками».

На этом из публичного – практически все. Но еще до саммита в кулуарах все сходились именно в этом – сегодня важны не громкие заявления, а тихие действия. 

При этом известно, что вопросов, согласованных накануне для обсуждения за закрытыми дверями, было четыре – но это не говорит о том, что остальные 13 малозначимые. 

Все это, после прибытия еще и премьера Узбекистана как страны-наблюдателя в ЕАЭС, участники саммита обсуждали уже на заседании в расширенном составе. Президент Кыргызстана как хозяин переговорной площадки начал с приветствия, премьер Армении говорил об экономических сложностях для всех, о важности общего рынка газа и не говорил о конфликте Еревана и Баку. Александр Лукашенко свою речь начал с главного – западное давление на страны ЕАЭС оказалось неэффективным.

Сделано это, конечно, и благодаря усилиям союза и всех его участников. Но, добавил Президент, останавливаться нельзя. И при том, что председательствует в ЕАЭС Кыргызстан, а эстафету в следующем году перенимает Россия, но стратегические цели Союза ставит Беларусь – системно и по пунктам. 

Также Александр Лукашенко затронул и тему повышения политического веса ЕАЭС в мире, расширяя зоны свободной торговли. Уже начался диалог о таком соглашении с Объединенными Арабскими Эмиратами. Да, это плюс в экономике. Но для ЕАЭС это, прежде всего, знаковый политический шаг.

И, за что особое спасибо белорусскому лидеру от журналистов. Выступая третьим, Александр Лукашенко первым и единственным приоткрыл завесу тайну и рассказал, о чем говорили за закрытыми дверями. 

Затем президент Казахстана говорил о том, что нужно продолжать поиск баланса между союзными интересами и интересами национальных экономик. При этом Касым-Жомарт Токаев, который, очевидно, следит за информационными трендами, публично ответил тем, кто видит в действиях Астаны дистанцирование от ЕАЭС. 

Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана: «Казахстан нацелен на интеграцию, ни о каком притормаживании речи не идет! Нас беспокоит пробуксовка определенных процессов. В частности, цифровая сфера. А мы вошли в 30 стран мира по уровню цифровизации, внедряется цифровой тенге. Считаем, что опыт можно было бы использользовать в ЕАЭС». 

Последним слово взял Владимир Путин. Его доклад был насыщен цифрами: уровень безработицы в странах ЕАЭС сократился на 18% до символического 1%, а в Евросоюзе в это время безработица около 7%, еще у нас выросло производство в сельском хозяйстве, а на Западе – нет, а еще – в ЕАЭС держится приемлемой инфляция, а на Западе – нет. При этом для всех стран союза, очевидно, важна, кроме собственной, и инфляция в России.  

Владимир Путин, президент России: «У нас очевидный тренд на снижение инфляции, это важно для всех стран ЕАЭС, так как влияет на их экономики. А в ЕС сильная инфляция, в некоторых странах – заоблачные, 20% и более. Кстати говоря, нам предрекали спад экономики под 20%, а будет около 3% всего. Плюс рост цен на газ в Европе». 

А вот что касается проблем, которые нужно решать – президент России в целом просто согласился со своим белорусским коллегой. 

Еще в программе было выступление премьера Узбекистана и видеообращение президента Кубы – это страны-наблюдатели в ЕАЭС. Оба говорили о готовности к дальнейшей интеграции. Дополнил тему Михаил Мясникович как глава Коллегии Евразийской экономической комиссии. И без обсуждений перешли к подписанию ранее согласованных документов: о международной деятельности Союза, модернизации ЕЭК, создании Совета руководителей в энергетике, изменениях во взимании косвенных налогов, расширении единого рынка услуг и многом другом. 

В это время Президент что-то живо обсуждал с нашим человеком в администрации ЕАЭС Михаилом Мясниковичем. Что тоже говорит о многом… Позже, пока Мясникович и Жапаров рассказывали на пресс-подходе о том, что финансовая поддержка общих интеграционных проектов в ЕАЭС – это решительный шаг вперед для Союза, у Александра Лукашенко началась уже традиционная импровизированная пресс-конференция для российских журналистов. Горячая тема – заявления экс-канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Минские соглашения нужны были Западу только для того, чтобы выиграть время и дать возможность Киеву подготовиться к войне. 

Спрашивали у Президента, устраивают ли его цены на российский газ, когда цена на него в Европе взвинтилась – Лукашенко ответил, как и всегда, что вопрос не в цене, а в равных условиях для производителей в Союзном государстве, ведь разница в цене на газ приводит к разной стоимости товаров. Но в тренде все же вопрос, обсуждают ли Путин и Лукашенко ход специальной военной операции и краткосрочные планы? 

И хотя прямого отношения тема спецоперации на Украине к экономике ЕАЭС не имеет – очевидно, что влияние ее огромное. И в этих условиях особо актуально как раз стремление лидеров стран чуть быстрее, а не как раньше, и договариваться, и выполнять договоренности. Лучше, чтобы они оставались строго экономическими. 

Фото: president.gov.by 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by