«Оздоровление» уникальной коллекции живописи последнего из великой плеяды передвижников проводят сегодня в Национальном художественном музее.
Из именного музея Витольда Бялыницкого-Бирули в родном ему «городе белых ночей» прибыли 27 работ. Райцентр на западе Могилевщины готовят к почетному статусу столицы Дня белорусской письменности.
Картины и этюды Бялыницкого-Бирули. В основном – картон, масло. Лишь три пейзажа на холсте. «Лес зазеленел», 1930, уже без подрамника, наносят профзаклейку. Укрепляют красочный слой и авторский грунт.
Светлана Дикуть, заведующая сектором Национального художественного музея Беларуси: «Холст все-таки, при любых условиях хранения он в более выигрышном состоянии. Потому что он растянут и в этом смысле стабилен. Что касается картона, то влажность на него действует. Никакой стабильности нет, если работа не оформлена под стекло с жестким задником в раму».
Для абсолютного большинства экспонатов – это первая реставрация. Самым возрастным «пациентам» почти сто лет. Все, чем сегодня гордятся Белыничи, передали в дар районному музею две Елены – вдова художника и его дальняя родственница Аладова.
Тенденция последних лет – именно Бялыницкий-Бируля чаще других оказывается в руках «лекарей красоты». Еще Репин говорил, что «привык освежаться душой у его картин». Особенность этой моноколлекции – в ней вся палитра мастера.
Эталонная работа – «Час тишины». Чего не скажешь об этом – високосном – году в биографии «тонкого лирика». Он появился на свет 29 февраля. Даже юбилеи не столь важны, как шанс отметить настоящий день рождения – оригинально. Подарком Бялыницкому-Бируле, его землякам и всем ценителя изящного станет обновленный музей, открытый полвека назад на малой родине классика.
Итог «оздоровительной кампании» публике представят осенью на вернисаже в Белыничах. Художник с глазами поэта – главный герой Дня белорусской письменности. Кстати, Бялыницкий-Бируля на досуге и эссе писал. Его живопись всегда узнаваема.
Подписывайтесь на нас в Telegram