Общенациональное телевидение

Убытки и сломанное оборудование. Сколько потеряют белорусы из-за «грязной» нефти из России?

Читать на сайте ont.by

Контрактные убытки, сломанное оборудование и катастрофические потери. Беларусь вынужденно остановила отгрузки на экспорт, чтобы в первую очередь, обеспечить внутренний рынок. Подмоченная российской нефтью репутация рискует оставить чёрное пятно на отношениях с покупателями белорусских нефтепродуктов. Российские поставщики не спешат компенсировать потери – некачественное сырьё вывело из строя оборудование на заводе в Мозыре. Инженеры разводят руками – почти пять суток завод получал «грязную» нефть. Предположить такое было невозможно!

Первыми из строя на Мозырском НПЗ вышли воздушные холодильники – в них начали протекать так называемые теплообменные трубки. Когда начали разбираться в причинах – выяснилось, что все утечки – коррозия. Несколько дней по трубам шло российское сырьё (вроде бы тоже, что и всегда), но с высоким содержанием хлоридов. Если переводить на бытовой язык – это как пустить по квартирным трубам воду пополам с солью. За пару суток – кранов не будет.

Содержание хлорорганики в некоторых пробах превышает допустимые нормы в десятки раз. На предприятии в экстренном порядке увеличили расход реагентов – в надежде, что это хоть как-то защитит дорогостоящее оборудования от разрушения. Но избежать поломок всё равно не удалось.

Мозырский завод перерабатывает в среднем 27 тысяч тонн нефти в сутки. Сейчас переработку пришлось снизить почти на 40%, а на «Нафтане» и вовсе в два раза! Нефтепереработка – одна из ключевых отраслей нашего экспорта и источник валютных поступлений в страну. Именно поэтому для Беларуси такая ситуация не просто важный, а принципиальный момент! На том же заводе в Мозыре производят битум, различные высокооктановые добавки, но главное – 7 видов бензина и дизель. И этот уже белорусский продукт хорошо покупают в Европе. Однако, чтобы заслужить доверие европейского покупателя, понадобился не один год – пришлось потратить миллионы долларов на современную модернизацию. И вот за последние пять дней завод приостановил топливные поставки – это первая статья потерь, тем более, что партнёры в ЕС платят сразу.

Валерий Садохо, директор национального центра маркетинга и конъюктуры цен: «Евросоюз отличается тем, что это платёжеспособный рынок. И если у нас дебиторская задолженность на Востоке большая, то со странами Евросоюза дебиторской задолженности практически нет».

Нефтепровод, о котором идёт речь, проложили полвека назад. И столько же им пользуются. Проблем не возникало. Сейчас с компанией «Транснефть» белорусы ведут переговоры. И настаивают на срочных мерах, чтобы россияне восстановили качество сырья. Это чистой воды или нефти экономика – убытки будут колоссальными. После того, как из трубы взяли пробы – российская компания признала, что они не соответствуют ни одному стандарту: источник загрязнения обнаружили на самарском направлении (его протяжённость 1,5 тысячи километров). Как результат самарских проблем – в Гомеле вынуждены сокращать переработку. Организован оперативный штаб.

Дмитрий Шурпач, заместитель главного инженера Мозырского нефтеперерабатывающего завода: «Дополнительно организовано обследование всех потенциально опасных участков, ведётся оно в круглосуточном режиме ежедневно – для понимания ситуации: ухудшается она или остаётся на том же уровне».

Некачественная нефть сейчас локализована. Из переработки её вывели. Но восстановить обычный режим работы удастся только через несколько дней. Если процессы не затянутся. Куда проще в России развернуть, к примеру, фуры с белорусскими яблоками или молочной продукцией, чем признать, оперативно устранить и (что немаловажно) компенсировать потери белорусских заводов.

Владимир Сизов, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»: «Принимаем меры по минимизации поставки сырья с качеством не соответствующим ГОСТу путём разбавления его другими сортами нефти, в том числе поставляемыми по железной дороге. Сейчас оперативно устраняются те проблемы, которые возникают, для того, чтобы не остановить в целом завод. Срок проведения капитального ремонта на заводе, на двух заводах – где-то с августа по октябрь».

Сумму ущерба ещё предстоит подсчитать. По предварительным оценкам специалистов, счёт уже идёт на сотни миллионов долларов. И не только из-за приостановки поставок белорусского топлива на рынки Украины, Балтии и Польши. Кроме незаработанных денег есть и вопросы репутации. Но и они на втором месте, сейчас главное – вывести завод из состояния одного большого фильтра для некачественной российской нефти. Ведь поломки в оборудовании, которые уже нашли – не предел уверяют инженеры. Меры ответственности и компенсации – предмет переговоров в Москве. А «Белнефтехим» вместе с нефтеперерабатывающими заводами и представителями «Гомельтранснефти» прорабатывают вопрос выставления претензий (в том числе и финансовых) российским партнёрам в связи с ненадлежащим исполнением последними своих обязательств.


Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by