Общенациональное телевидение

У кого и по какой формуле Беларусь будет закупать нефть?

Читать на сайте ont.by

Во Дворце Независимости обсуждали решение нефтяного вопроса.  Александр Лукашенко видит его в диверсификации поставок. Совсем недавно мы приостанавливали экспорт нефтепродуктов из-за прекращения поставок сырья из России. Сегодня он возобновлён. Ведь уже есть альтернативные договоренности, к примеру с Норвегией.  Где ещё закупать баррели, проверить можно опытным путём. Беларусь открыта  предложениям и сама в поиске новых партнёров. Полностью отказываться от российской нефти наши заводы не собираются. Но в общем объёме закупок её будет приблизительно треть. Остальное сырьё предполагается поставлять через балтийские порты и Украину. Дело в том, что нефтяное сотрудничество с Россией серьёзно осложняет налоговый манёвр Москвы. Решено сконцентрироваться на перспективных поставщиках и покупателях. 


В ожидании окончания встречи Александра Лукашенко и Дмитрия Рогозина нефтяные топ-менеджеры, как показалось, говорили на сторонние темы. Значит, темы основные проработаны – знак хороший. Президент же в самом начале совещания тактично извинился, что встреча по космосу затянулась – сфера не менее важная.

И если орбитальное сотрудничество – это всегда новации, то как раз в нефти вроде всё понятно. Покупаем сырьё, где дешевле, перерабатываем, топливо продаём там, где больше прибыль. Понятно, что привыкли к России… Но бизнес-модели бывают разными.  

Конечно, когда речь идёт об альтернативных поставках, все в этом зале понимают, что полной альтернативы сырью из России нет. Но для нефтяного сегмента диверсификация импорта – это может быть даже выгодно. Вчера Беларусь купила 80 тысяч тонн норвежской нефти с поставкой через порт Клайпеды – и к нам по железной дороге. Это как тестовый контракт. 

Дальше на совещании прозвучала честная позиция: ситуация с российской нефтью непростая. Но, как говорится, если проблемы решаются с помощью денег – это не проблемы, а задачи. Спокойно решать бизнес-задачи, кажется, готовы все.   

Первое, что в сложной ситуации требуется в бизнесе – оптимизация и снижение издержек. Дальше – выработка вариативной стратегии. Александр Лукашенко при этом запрещает теоретические модели: за каждую идею её автор будет нести персональную ответственность. После всех предложений была выбрана модель комплексной работы по  импорту сырья. Более того, глава «Белнефтехима» намекнул, что переговоры идут и с Россией, и с другими странами, контракты вот-вот объявят. 

Вероятно, Беларусь уже заключила бы новые контракты на поставку альтернативной нефти, но это дольше, чем договариваться с Россией, которая и продавец и поставщик. В Европе это чаще всего разные компании, а договоры трёхсторонние. Что же до продажи нефтепродуктов, то, во-первых, в приоритете свой рынок. Во-вторых, решение о приостановке экспорта топлива уже отменено. Значит, нефтяники уверены в своих силах. А вот на предложение гуманитариев «а давайте продавать там, где цены повыше…» – ответ отрицательный.  

Конечно, по продажам топлива страна не вышла на объёмы бизнес-плана по январю-февралю, но как раз корректировкой планов сейчас и занимаются наши менеджеры. Собственно, это то, чем занимаются классические трейдеры – контракты по всему миру с максимальной маржинальностью как на импорт, так и на экспорт. Выйдет ли при этом Беларусь в ноль или в плюс – покажет время. Но работать нашим нефтяникам так, кажется, интереснее. Теперь это действительно бизнес.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by