Общенациональное телевидение

Итоги визита Александра Лукашенко в Турцию

Читать на сайте ont.by

Одним из самых значимых итогов переговоров Александра Лукашенко со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом  на этой неделе в Анкаре стало решение увеличить товарооборот до 1,5 миллиарда долларов. Взаимная торговля может приносить реальные финансовые бонусы. 

Торговля хоть и взаимная, но при этом сливки, как говорится, пока снимает Турция: сальдо не в нашу пользу.  Импорт турецких товаров в Беларусь значительно превышает поставки  наших – на берег турецкий. Чтобы выгода от сотрудничества в экономике  была обоюдной, нужно выровнять чашу торговых весов.   

Можно, конечно, регулировать торговые караваны, но это простая и заведомо проигрышная схема. Более продвинутая и выгодная – промышленная кооперация. В июле в Турции заработает первое сборочное производство тракторов «Беларус». 

Сердце городов – это не памятники и не площади. По-настоящему оно бьётся на рынке. Всего час на местном базаре скажет больше, чем туристические путеводители. С сувениров на вас сморит сам Ататюрк. 

Турция ассоциируется с восточным базаром. Она яркая и пёстрая. Да, здесь нужно торговаться, ведь никто не хочет упустить своего, но уйти отсюда с пустыми руками едва ли возможно. 

Так, поверьте, на всех уровнях – вплоть до торгово-экономических отношений между странами. Нет, дело не только в том, что одни хотят продать подороже, а другие – купить подешевле, хотя и это имеет место. К примеру, БелАЗ давно стремился прорваться на турецкий рынок. За чем же дело встало? Спорили о цене. Сторговались!

Игорь Ляшенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «БелАЗ – абсолютный лидер на мировом рынке, цена абсолютно конкурентноспособная. Учитывая национальный темперамент, каждая из сторон хочет поторговаться. Это нормальный процесс, но он уже практически завершён. Известное мне количество – от 15 до 20 единиц. Стоимость машины близка к круглой цифре – миллион». 

Беларусь ещё пять лет назад предлагала Турции свои тракторы. Но люди восточные не любят форсировать события. Всё должно идти своим чередом. Прошли годы – и белорусскую технику не просто пустили бороздить турецкие поля, а построили завод, на котором в перспективе могут собирать две, а то и три тысячи тракторов.

Открытие завода в Турции – это и новый этап белорусско-азербайджанских отношений. Минск и Баку давно стремились выходить на рынки третьих стран. Турция здесь отнюдь не третий лишний.

Перед тем, как впустить нового продавца на свой рынок, они взвесят все за и против. Турция – четвёртый в мире производитель тракторов. Создавать себе же конкуренцию никто, понятное дело, не захочет. Так что белорусам пришлось найти свою нишу, а ещё опытного проводника на этом ближневосточном базаре. 

Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «Тракторы прошли большой маршрут. Мы их отправили в разобранном виде. У Азербайджана в Турции есть льготы. Мы воспользовались этим».  

Льготы – это семилетнее освобождение от налогов. Азербайджан уже инвестировал 15 миллионов долларов. Если говорить совсем просто, Минск в дружеских отношениях и с Баку, и с Анкарой. И что может дать эта многоходовая схема? Впрочем, не будем забегать вперёд. 

Ханлар Фатиев, председатель наблюдательного совета Гянджинского автомобильного завода (Азербайджан): «Большие планы на экспорт. Есть понимание и белорусской стороны. И турецкая сторона готова оказывать всякую помощь, чтобы выйти на третьи страны. Коммерческие тайны пока открывать не будем. Есть представление, есть проработки маркетинговой стороны, но, я думаю, об этом мы скажем чуть позже». 

Работать на заводе будут турки. Сейчас их обучением заняты белорусы, но и тут азербайджанские партнёры пришлись очень кстати. 

Артём Булгаков, ведущий инженер-технолог Минского тракторного завода: «Наши азербайджанские коллеги нам помогают, потому что некоторые знают русский язык, и этот языковой барьер сокращается. Когда их нет – намного сложнее. В основном на примере показываешь, и язык жестов помогает очень сильно». 

Параллельно со строительством завода (оно, кстати, ещё продолжается) шли переговоры и по другой белорусской технике. «Гомсельмаш» пытался продвинуть идею сборки своих комбайнов в Турции, а «Амкодор» готов поставлять снегоуборочную технику. Суровые турецкие зимы, кстати, не миф, а реальность. В одиночку пробиться им было непросто. Но торг и здесь оказался уместен. Пожалуй, то, что собирать и комбайны, и технику «Амкодора» в перспективе будут на заводе в Кырыккале – одна из основных договорённостей Александра Лукашенко и Реджепа Тайипа Эрдогана. 

Ещё один важный посыл президентов – за пять лет увеличить товарооборот до 1,5 миллиарда долларов.  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы можем, и мы сделаем значительно больше, чем сделали даже за эти два года. Люди ждут новой вехи, и наша встреча положила начало новому уровню наших взаимоотношений во всех сферах». 

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Я убеждён, у нас есть возможности для увеличения товарооборота. Это новая задача, и для её выполнения мы поощряем бизнесменов, которые готовы к инвестированию». 

Все признают, что это возможно, но с оговоркой... Ведь прямо пойдёшь – торговые барьеры найдёшь, а направо пойдёшь – есть шанс их обойти. То, что Турция в таможенном союзе с Европейским союзом, вносит свои коррективы в отношения двух стран. 

Андрей Савиных, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Это означает, что очень многие пошлины, которые ввёл ЕС в отношении третьих стран, включая Беларусь, Турция вынуждена применять. Смысл этих мер понятен: защита собственного рынка. Турецкие партнёры демонстрируют готовность максимально открыть свой рынок для белорусских товаров». 

Стороны договорились создать группу экспертов, которая по пунктам пройдётся по торгово-экономическому сотрудничеству, чтобы решить, где и как можно прибавить. Для однодневного визита это достойный результат. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наши точки зрения совпадают. Понятно, что мы не всё говорим, но нет расхождений ни по одному вопросу. Турция является абсолютным приоритетом. Мы всегда были нацелены на добрые отношения, всегда соблюдали договорённости. Так будет впредь». 

Любые переговоры – это сделка. И то, насколько удачной она будет, зависит во многом от искусства торга и умения разделить не только прибыль, но ответственность и риски. А кто не рискует, тому и не пробиться на восточном базаре. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by