Учебники и тетради школьники Беслана не открыли 1 сентября. Вот уже много лет учебный год здесь начинается позже. В эти дни дети собираются у школ лишь для того, чтобы услышать звонок и колокола всех церквей республики в память о жертвах теракта, случившегося 13 лет назад. Тогда погибли 333 человека, из них 186 учеников. Светлана Карульская вспомнила о спецназовцах, которые ценой своей жизни спасли детей. И выяснила, что Беларусь причастна к становлению героев.
Николо-Архангельское кладбище в Подмосковье. Все, кто приходят сюда по разным причинам, хоть на минуту стараются задержаться на отдельной, очень особенной аллее, где скорбным строем стоят десять могил. Все они появились в одно и то же время. На надгробных плитах обязательно есть буква «А» или «В». «Альфа» и «Вымпел» – это подразделения спецназа. Здесь место вечного покоя тех из них, кто отдал жизнь за детей Беслана. Двое из десяти погибших спецназовцев начинали свой путь в Беларуси.
Имя Романа Катасонова находится в списке безвозвратных потерь Минского суворовского училища. Четверо его выпускников в 2004 году были участниками штурма школы Беслана. О таких, как Роман, говорят, что сделал себя сам. Парнишка маленького роста не только хорошо окончил училище, но и смог попасть в элитные войска. Стал десантником. 1 сентября 2004 года Катасонов тоже должен был приступить к учёбе: он поступил в Академию ФСБ. Но узнав о трагедии в Беслане, выбрал практику, а не теорию. Роман выводил из школы девочек-заложниц, когда их накрыло пулемётным огнём. Детей от пуль он закрыл собой.
Александр Чурко, командир взвода Минского суворовского училища: «Каждый из суворовцев всегда готовит себя к подвигу, каждый старается себя проявить. То, что произошло с Романом, – это осознанный подвиг. Когда произошла беда в Беслане, он добровольно прилетел выполнить свой воинский долг. Эти люди не погибают случайно, эти люди совершают поступок, поступок героя. Спасая детей, как отец, как офицер, как войн, он закрыл грудью этих детишек».
20 детей из бесланского ада успел вынести и Михаил Кузнецов. В 1980-х он начинал службу в Витебской дивизии ВДВ, прошёл Афганистан. После развала СССР вернулся в Подмосковье. Воевал на Кавказе, освобождал заложников на Дубровке. Беслан стал последней операцией Кузнецова. Сапёр-взрывотехник не должен был идти в ближний бой, но когда на кону стояли жизни детей, было не до инструкций. Он успел уничтожить пулемётчика террористов, но и сам получил смертельное ранение. После Беслана, а это была спецоперация с самыми большими потерями за всю историю спецназа, сами военные стали инициаторами ужесточения борьбы с терроризмом в стране.
Алексей Филатов, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «С начала 2000-х была принята новая тактика борьбы с терроризмом. Мы не стали ждать их у себя дома. Стараемся сделать так, чтобы у них не было возможности не только готовиться к новым терактам (искать финансирование, спокойно сидеть, готовить людей, планировать), а чтобы у них была только забота о собственной шкуре. Мы не даём им возможности три дня на одном месте переночевать, потому что постоянно идём по пятам».
В этом плане усиливается взаимодействие России с партнёрами по ОДКБ. Самое тесное сотрудничество со спецслужбами Беларуси. Страна-соседка сейчас изучает наш опыт создания единой системы видеонаблюдения и мониторинга, есть интерес к нашим программам по кибербезопасности.
Трагедия в Беслане потрясла мир, но и после неё обстановка далека от стабильности. Теракты по-прежнему уносят жизни людей. В России последний случился меньше месяца назад. 19 августа в Сургуте вооружённый ножом мужчина напал на прохожих и ранил семерых. Ответственность за инцидент взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ. До финала в борьбе с терроризмом, спустя 13 лет после Беслана, ещё очень далеко.
Подписывайтесь на нас в Telegram