Внимание мирового арт-сообщества 16 мая было приковано к Нью-Йорку. Там состоялись торги аукционного дома Christie’s. Топ-лот – «Супрематическая композиция» Казимира Малевича.
Просили 70 миллионов долларов. «Продано!» – за почти 86 миллионов. Одна из лучших картин 20-го века и в 21 подтвердила статус самой дорогой работы художника из Восточной Европы.
Эксперты ещё не «очнулись» от столь сильного удара молотком. «Супрематизм» Малевича поставили выше, чем полотна Ван Гога, Матисса и Пикассо. Секретный продавец, скрытый покупатель «композиции» за 85 миллионов 812 тысяч 500 долларов.
Конор Джордан, представитель аукционного дома Christie’s: «Эта работа Малевича 1916 года своего рода «большой взрыв». Без «Супрематической композиции» искусство перестало бы существовать в такой форме, в какой мы его знаем. Это не просто Малевич, это лучший Малевич. И точка!».
Учитывая историческое значение, «стоило бы оценить в миллиард долларов» – заявил один из топ-менеджеров Christie’s. «Синий прямоугольник поверх красного луча» – авторское название. Картина входила во все прижизненные ретроспективы художника, который век назад начал утверждать новое искусство с Витебска.
Екатерина Изофатова, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «Витебский ренессанс», «Витебский авангард» скупо представлен в наших собраниях. Если говорить об учениках Малевича, то в коллекции Национального художественного музея есть работы Ефима Рояка, Евгении Магарил, Льва Зевина, живописная работа Моисея Кульбака, которая сегодня представлена на выставке в Центре Жоржа Помпиду».
В проекте участвует также амстердамский Городской музей. 60 лет назад он стал собственником «Супрематической композиции». В середине 2000-х после судебных споров картину вернули наследникам Малевича. В 2008 на аукционе Sotheby's шедевр был продан за рекордные 60 миллионов долларов уже бывшему владельцу.
В конце 90-х какой-то «лихач» предлагал Минску купить «Чёрный квадрат». Мол, это «белое пятно» – забытый, пятый авторский вариант. Провели экспертизу в Москве. Оказалось – подделка. Сегодня единственная работа Малевича (правда, со знаком вопроса) есть в Гродно.
Госбюджет не резиновый. Остаётся надежда на частную инициативу. «Арт-Беларусь» (корпоративная коллекция коммерческого банка) пополнилась тремя произведениями Рувима Фрумака – уроженца Чашников, ученика Малевича. Теперь кураторы ведут переговоры с музеем «Оранжери» в Париже.
Александр Зименко, куратор коллекции «Арт-Беларусь»: «Мы планируем и хотели бы сделать выставку, посвящённую и Витебской художественной школе, и новаторскому вкладу белорусских художников в мировое изобразительное искусство».
Кроме Киева о праве называться «малой родиной» Малевича сейчас заявил белорусский Копыль. Это местечко, по некоторым данным, основоположник супрематизма упоминал, будучи в Берлине. Там же в 1927 году оставил свою «композицию». Думал, вернётся за самой дорогой картиной. Продано!
Подписывайтесь на нас в Telegram