Первая волна коронавируса, вторая. Медики говорят, что весна этого года научила и их и нас многому. Но не всему. И сейчас врачи не устают повторять: нельзя быть самонадеянным, из опыта надо извлекать уроки. И самое главное – никакого самолечения. Какая сейчас ситуация с коронавирусом в Беларуси и как мы противостоим опасному заболеванию? На эти вопросы ответил заместитель главного врача Минской городской клинической больницы Святослав Вельгин.
Святослав Олегович, на ваш взгляд, почему вторая волна, по сравнению с той, что мы испытывали в начале года, стала более массированной?
Святослав Вельгин, заместитель главного врача Минской городской клинической больницы: Я думаю, это связано с тем, что летом школьники и студенты пошли на каникулы, произошло разобщение контактов. С другой стороны, люди поразъезжались в отпуска. Тоже были разобщены. А с сентября все вернулись, вышли на работу, на учебу. И вот эти массированные контакты, они привели к увеличению заболеваемости. Постепенно она нарастает и скоро уже достигнет пика, вероятно.
Не связанно это с тем, что люди подустали от мер безопасности и не так тщательно их соблюдают их уже, как в начале года?
Несомненно, этот фактор тоже присутствует. Беспрецедентная эпидемия по продолжительности. Если мы помним вирус гриппа в 2009 году, эпидемия которого продлилась несколько недель, то эта эпидемия длится уже больше полугода. Соответственно трудно выдержать все эти ограничительные мероприятия на таком отрезке времени.
Трудно, но необходимо?
Да, действительно, клиники сейчас работают довольно напряженно, идет перепрофилирование многопрофильных клиник под инфекционные стационары. Но население должно нам помогать, оно должно соблюдать ограничительные меры, а эти меры крайне простые: это соблюдение социальной дистанции, это обработка рук антисептиками и это ношение масок в общественных местах. Эти мероприятия позволят снизить нагрузку на систему здравоохранения и уменьшить количество больных в стационарах.
Изменился ли за это время коронавирус?
Ну да, это же не первый коронавирус, который к нам пришел. Этот коронавирус нового типа, который мы имеем, он тоже уже неоднородный. Во всем мире идет его изучение в связи с разработкой вакцин. Пока значимой вариабельности вируса мы не наблюдаем. Уже в мире появились сообщения об эффективных вакцинах, разработанных как в России, так и в других странах. Надеемся, что уже с января мы начнем прививочную кампанию, это позволит нам обуздать эту эпидемию.
Изменились ли за это время методики лечения этой болезни, может быть, технологии новые появились?
Мы знаем, чем вирус опасен, как протекает процесс, какие особо опасные периоды в развитии заболевания, как предупредить нежелательные реакции вроде гипервоспалительного иммунного ответа, который возникает на 8–12 дни заболевания. Есть уже методики, препараты.
Есть такое мнение, что XXI век – время новых болезней, коронавирус – та самая новая болезнь?
Да, это классический пример новых и вновь возникающих болезней. Мы рады тому, что в нашей стране сохранена инфекционная служба, эпидемиологическая служба, которая как раз нацелена на работу с данными ситуациями.
Подписывайтесь на нас в Telegram