Общенациональное телевидение

Своим умом

Читать на сайте ont.by

Вы слышали, конечно, что в конце января Президент внёс изменения в Директиву 3, в которой речь идёт о приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности. Какого рода эти изменения? Прежде всего, поставлена задача постепенного распределения наших экспортных поставок между тремя рынками: Евразийским, европейским и иных стран. К 2020 году это соотношение должно представлять собой три равные по объёму части. Причина такой позиции ясна – белорусской экономике нужна плавность хода, а для этого придётся снижать зависимость от чужих провалов.

Вторым пунктом в Директиве значится создание условий для увеличения выпуска инновационной продукции, созданной с использованием самых современных технологий. А третьим – изменение качества управления. Мы должны догонять европейцев в вопросе производительности труда. Для этого нам предстоит снижать затраты на производство, в том числе за счёт оптимизации численности работников, а также за счёт продажи или передачи непрофильных активов. Предлагаю подробнее обсудить второй и третий пункты этой Директивы. Итак, инновационная продукция. Мой коллега Анатолий Занкович готов привести пример того, как белорусский частный бизнес участвует в процессе создания инновационно ориентированной экономики.

Германия. Восьмое ноября 1895 года. Пятница. Поздний вечер. В лаборатории никого, кроме 50-летнего профессора-физика. Рутинный эксперимент. Опять без результата… В полночь учёный собрался домой. Но уже в дверях заметил в темноте какое-то светящееся пятно.

Вообще лучи катодной трубки должны рассеиваться, но они потоком проецировались на экран. И давали изображение. Профессор поднёс руку и оторопел. Лучи прошли сквозь кожу, явственно очертив каждую кость. Это было открытие, которое впоследствии удостоят первой в истории физики Нобелевской премии. Учёного звали Вильгельм Рентген.

Именно с рентгена началась и история минской компании «Адани». В 1991 году группа энтузиастов из 20 человек создала вот этот прибор (см.видео – прим.ред.). Радиометр, он выявляет радиацию в продуктах и жидкости. Дебютный проект окажется успешным – после Чернобыльской аварии угрозой, которую не видно и не слышно, озабочены многие.

Радиометры продаются и сейчас. Хотя расчёты бизнес-плана показывали – товару быть на рынке не более 10 лет. Прибыль фирма вложила в развитие и научные исследования. В 1998 году мир узнаёт слово «Конпасс» – уникальную технологию досмотра человека. 7 секунд – видно всё. Оружие, наркотики, драгметаллы.

В «нулевых» фирма ускоряется: рентгеновскую технику делают мобильнее, локальнее и безопаснее. Уровень излучения снижен в 20 раз. Эффективность? Врачи выявляют онкологию на самых ранних стадиях. Параллельно на заводе используют рентген-технологии на всю мощь. Появляются сканеры для багажа, грузов, автомобилей.

Граница с Евросоюзом. Международный погранпереход «Песчатка». В прошлом году его модернизировали и установили «Конпасс». Только за год 29 новых уголовных дел. Всё за контрабанду, которую увидел новый прибор.

Дмитрий Ковалев, начальник таможенного поста «Песчатка»: «Помимо вещей, сканируем газовые баллоны, автомобильные колёса. Значительно сокращает время проведения операций таможенного контроля».

В компании шутят: раньше исследовали человека и движимое имущество. Теперь и недвижимое. Новое направление – неразрушающий контроль. Излучением выявляют скрытые дефекты в материалах, стенах, балках. Краш-тесты отменяются.

Итак, за 25 лет фирма выросла из кооператива в серьёзную компанию. Работает 460 человек. Экспорт – 70 стран мира. 85% продукции уходит за рубеж. И на вопрос «как удаётся успешно работать в кризис?» директор «Адани» Владимир Линёв усмехается: «Кризис – удобная отговорка. Это не кризис, это типичные экономические качели, такое было и будет всегда». Начнём с управления.

Владимир Линёв, генеральный директор компании ADANI: «Год-два назад я осознал, что пирамида, во главе которой стоит руководитель, неэффективна. Современные предприятия сегодня построены по горизонтальному уровню».

Горизонтальный уровень выглядит так: в компании 8 служб, каждая из которых полностью автономна. То есть решения принимает непосредственно руководитель службы. Никаких лишних согласований: отчётность, документы и звонки по пустяковому поводу только отнимают время. Директор выполняет функцию наблюдателя и принимает лично только стратегические решения. Хорошо. Допустим, что каждый на своём месте будет давать результат, производить и продавать. А если спрос на твой товар пропал? Что вообще нужно производить, чтобы быть успешным? Здесь отвечают: выпускайте новое.

Владимир Линёв, генеральный директор компании ADANI: «Любой новый инновационный продукт – это всегда более высокая цена, это для предприятия более высокая маржинальная прибыль. Это более высокий доход и возможность развиваться в будущем».

Маржинальная прибыль – это выручка минус затраты. За инновации мир готов платить много. Очень много. 400% прибыли? Для одних это фантастика, для других – реальность. Но где найти того, кто сможет создать инновации? В «Адани» над идеями работает целый департамент. Никакого дресс-кода, гендерных и возрастных предрассудков. Здесь ценят мозги (в компании более половины сотрудников с высшим образованием), идеи и готовы дорого за них заплатить.

Персонал здесь берегут. Потому и создан увесистый соцпакет. Компенсация обедов, оплата курсов и тренингов, бесплатный транспорт. Наконец, дополнительная медстраховка – работник может лечиться у любых врачей за счёт компании. Светлана Андрончик с микроэлектроникой работала всю жизнь. Этот завод – четвёртый по счёту. И как она сама (нет, не шутит, а вполне серьёзно говорит) наверное, последний.

Светлана Андрончик, монтажница радиоаппаратуры и приборов: «У нас всё демократично, любой может внести свои предложения, руководство всегда прислушивается к пожеланиям и всегда идёт навстречу… Меня здесь всё устраивает: хорошая зарплата, все условия созданы».

Люди и техника здесь возведены в культ. Склады автоматизированы. Станки – самые современные. И покупают их с весьма любопытным и дальновидным подходам.

Эффективная работа не только хорошее и дорогое оборудование. Вот этот станок (см.видео – прим.ред.),  например, стоит под миллион евро. Хороший станок, но плюсы не в цене. И не в производительности. И даже не в эффективности. Главный бонус в том, что этот станок можно за короткое время перестроить и выпускать совершенно другую продукцию. Даже если завтра рентгеновское оборудование на рынке окажется невостребованным, здесь будут делать другой товар – хоть гвозди, хоть шестерни.

Кстати, и эффективность работы в «Адани» высчитывают не по валовому показателю. Произвели столько-то, а план перевыполнили на столько-то… Показатель один: прибыль на одного сотрудника. Иногда здесь вообще продают не товар, а концепцию.

Владимир Линёв, генеральный директор компании ADANI: «Вот смотрите! Вот этого изделия ещё нет! Оно создаётся для того, чтобы протестировать рынок… Мы его превратим в рекламные проспекты, техническое описание, техническое предложение и будем показывать».

2016 год для компании станет особенным. Она строит новый завод. На двух гектарах соберут самые современные технологии, а штат работников увеличат в полтора раза.

Так в чём же успех «Адани»? Вряд ли в узкой специализированной продукции. Дело в тех, кто её выпускает и умеет продавать. Подводим итог: нестандартная форма управления, качественная продукция, система бонусов для коллектива и должная отдача, современное оборудование и, конечно, инновации. С таким подходом к делу любая проблема – просто замаскированная возможность. К тому же не одна.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by