Поведать «Правду войны» – дерзкий проект, на который решились кураторы двух минских музеев: литературы и кино. Вначале, само собой, было слово. Это рукописи сценариев (см. видео – прим. ред.). Сегодня к драме «Круглянский мост».
На бумаге, пока сюжет завяжется, нужна экспозиция. К примеру, герои – партизаны, место действия – в лесу. Сценарии 70 лет после Великой Отечественной легли не под сукно – в витрины.
Лидия Макаревич, директор Музея истории белорусской литературы: «Калі Васіль Быкаў прайшоў праз вайну, то Алесь Адамовіч быў у партызанах. Ён бачыў гэту вайну крышачку, як бы “з тылу”. А Віктар Казько зусім быў маленькім».
Своими – в этом их правда, о которой не всегда писала газета «Правда». Как можно, «приказ не ясен». Зато эта фраза есть у фронтовика Быкова. Драма «Круглянский мост» снята в 1989 году. И вновь: билет на первый сеанс. Их тут всего девять до Дня Победы.
Алексей Дударев, киносценарист, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Пасля “Брэсцкай крэпасці” я сябе не адзін раз адчуваў і забітым, і раскрыжаваным, і засыпаным, і ратаваўся ад агнямётаў. Усё гэта было. Аднак не ўсё гэта ўвайшло. Аўтар стварае свой унутраны фільм».
От первоисточника – 20%. Эта цифра успеха для сценаристов. Чаще мы знаем, кто в главной роли. Но ведь в фильме, тем более о войне, важен не только образ. Что говорят – читайте титры. Либо ретро-афиши. Первым стоит сценарист.
И в лондонском музее кино, и в минском «по Василю Быкову». Автор «Знака бяды» редко переводил свою прозу в киносценарии. Доверял другим. Мол, нет у меня того образования, что у Алеся Адамовича.
Он, кстати, умел не только писать. Снимал на такую камеру. О любви в огненные годы драма «Франц + Полина». «Правду» о ней (оригинальное название «Немой») зрителям расскажет дочь Адамовича – Наталья.
Игорь Авдеев, заведующий Музеем истории белорусского кино: «Есть часть аудитории, которая не воспринимает подобное кино с точки зрения психологической. И это надо, конечно, понимать».
О своей роли в кино поведает единственный из живых классиков «Правды». Виктору Казько сейчас 75. Лента «Сад» – о жизни до и после войны – завершит проект. Но пока иди и смотри, перечитайте оригинал. Того же Быкова сделали отнюдь не режиссёры. Хотя это кино проверено и временем, и призами.
Подписывайтесь на нас в Telegram