Общенациональное телевидение

Спасти маленькую жизнь: сложнейшую операцию провели в Республиканском центре детской хирургии

Читать на сайте ont.by

В Республиканском центре детской хирургии провели сложнейшую операцию девятимесячному малышу. Подобные вмешательства нигде в мире стараются не делать, пока ребёнок не достигнет хотя бы пяти лет. Но когда счёт идёт буквально на недели, медлить нельзя.

Пациенту на операционном столе едва исполнилось девять месяцев. И все два часа, пока малыш под наркозом, где-то в больничных коридорах эта женщина буквально не находит себе места. Маме маленького Коли пришлось на время уехать. А как раз в тот момент, когда решили делать операцию, на семейную вахту заступила бабушка.

Валентина Хабибулина, бабушка Николая: «Операция – это всегда операция, тем более маленький ребёнок, это всегда переживание».

В беседе она немного отвлечётся но почти сразу вспомнит, как всё началось.

Валентина Хабибулина, бабушка Николая: «У нас был плановый медосмотр, поехали к врачу, и педиатру не понравилось его дыхание».

Оказалось, у мальчика так называемая загрудинная грыжа диафрагмы – по сути, отверстие в перегородке, разделяющей лёгкие и желудок. Случай редкий, операцию проводят не чаще, чем раз в два года, и только, когда ребёнок достигает возраста пяти, а то и семи лет. Только вот в этом случае грыжу врачи без преувеличения назвали огромной – целых восемь сантиметров, а значит, желудок через этот просвет почти в полную силу давит на сердце и лёгкие ребёнка.

Александр Махлин, заместитель директора РНПЦ детской хирургии: «Если бы мы ждали до того возраста, когда обычно выполняются подобные операции, то лёгкие могли пострадать, в них бы возникли необратимые изменения».

Случай исключительный во всей мировой практике, редкий хирург проводит подобное вмешательство хотя бы дважды в карьеру. Изображение на мониторе увеличено в 12 раз, но это всё, что можно увидеть. Операцию проводят через два небольших отверстия.

Александр Свирсский, заведующий отделом хирургии РНПЦ детской хирургии: «При таком виде оперативного вмешательства на 5-6-7 сутки мы выписываем. Кто-то может уже через два дня гонять по коридору бабушку, кто-то осторожничает».

Будь то уникальная операция или рядовой случай, на кону каждый раз – жизнь маленького пациента. К примеру, двухгодовалый Паша родился с единственным желудочком. В отделении сердечных патологий такой диагноз у каждого четвёртого пациента.

Виталий Дедович, заведующий отделением кардиохирургии РНПЦ детской хирургии: «Если вообще ничего не делать, то дети порядка 85-90% погибают на первом месяце жизни. Если продолжать ничего не делать, то оставшиеся 10% к году точно погибают либо становятся неоперабельными».

Сергей Омелюсик, отец Паши: «Как все дети, на качелях, на машинках, всё – как и все. Физически-то он бегал, но синел, немножко не хватало кислорода».

Сейчас у маленького Паши уже совсем здоровый румянец, но этому предшествовали три операции. Сегодня в подарок малыш получил игрушечное сердце. Это едва ли не единственное, что в будущем будет напоминать, что когда-то его собственное сердце было на грани.

Константин Дроздовский, директор РНПЦ детской хирургии: «Одним из самых важных направлений является минимизация нашего вмешательства у ребёнка. Каждый год разрабатываются новые устройства, которыми можно вылечить ребёнка, не прибегая к открытой операции, а делая это мини-инвазивно».

За последние пять лет в центре детской хирургии более, чем в два раза, возросло число так называемых эндоваскулярных операций, когда вместо разрезов вмешательство проводят по кровеносным сосудам. Благодаря такой методике дети, казалось бы, с опаснейшими заболеваниями могут вернуться к полноценной жизни за минимальное время.

В Беларуси постепенно увеличивается рождаемость, но вслед за этим растёт и число детей с различными врождёнными патологиями. Один только диагноз «парок сердца» в минувшем году поставили примерно тысяче новорождённых. Однако за последние несколько лет у них полностью отпала необходимость обращаться за помощью к зарубежным специалистам. Все, даже самые сложные хирургические вмешательства сегодня выполняют отечественные специалисты. А увеличивается, наоборот, только география пациентов, которые приезжают лечиться в белорусские клиники.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by