Общенациональное телевидение

Сознательная провокация?

Читать на сайте ont.by

В среду, 15 февраля, в Минске на переговорах трёхсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины стороны согласились до 20 февраля развести вооружения, запрещённые минскими договорённостями.

Решение важное, особенно с учётом обстановки, сложившейся на Донбассе в конце января – начале февраля. Однако, когда спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик выходил к журналистам с этой новостью, четверо россиян из партии «Другая Россия» попытались сорвать пресс-конференцию. Они выкрикивали лозунги: «Порошенко – убийца!» и «Донбасс – в состав России!».

То, что одного из активистов решением районного суда Минска изолировали от общества на пять суток, никого не удивляет. Вопрос в другом: почему российская оппозиционная партия проявляет политическую активность не в Москве и даже не в Киеве, а в Минске? В стране, которая делает всё от неё зависящее для предотвращения войны в близкой для нас Украине. Неудивительно, что пресс-служба белорусского МИДа расценила это действие как сознательную провокацию, направленную на срыв переговорного процесса и дискредитацию минской переговорной площадки.

Был на неделе ещё один повод для того, чтобы вести речь о сознательной провокации. По крайней мере, эксперты, с которыми мне удалось обсудить результаты одного социологического исследования, выражали сомнение в его объективности и своевременности.

16 февраля Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса, предметом которого стали белорусско-российские отношения. Помимо прочих, людям был задан следующий вопрос: «Белоруссия давно ведёт переговоры с Россией о снижении цены на газ. Вы, в принципе, за или против того, чтобы Россия поставляла Белоруссии газ по ценам ниже рыночных?» Ответы: «скорее за» – 34%, «скорее против» – 60%. Для сравнения, в 2011 году пропорция была 32% к 57%.

Но такая динамика социологов не устроила, и они, что называется, докрутили формулировку: «Белоруссия не всегда расплачивается за российский газ вовремя. На конец января она была должна Газпрому уже 340 млн долларов. С учётом этого, Вы за или против того, чтобы Россия поставляла Белоруссии газ и нефть по ценам ниже рыночных?» Получили следующий результат: «скорее за» – 25%, «скорее против» – 69% опрошенных.

Помнится, в октябре я уже комментировал принципы ценообразования на энергоносители в едином экономическом пространстве. Поэтому буду краток: цены должны быть равными для всех, кто в этом пространстве работает. Иначе не будет честной конкуренции. Это как олимпиаду на допинге выигрывать. Поэтому спрашивать нужно было не о рыночных, а о равных ценах для российских и белорусских предприятий. И, скорее всего, при такой постановке вопроса большинство опрошенных ответили бы, что они «скорее за». Но социологи пошли по другому пути и получили то, что получили.

Однако вершиной современной российской социологической школы можно считать вопрос о границе. Вот, как он был сформулирован: «Месяц назад Белоруссия отменила визы для граждан 80 стран и теперь они могут въехать в Россию через Белоруссию, не получая российскую визу. Согласны ли вы с тем, что нам нужно сохранить безвизовый режим с Белоруссией, пусть даже возрастает риск, что через Белоруссию в Россию приедут граждане этих 80 стран, не получившие положенной российской визы. Или нам нужно отменить безвизовый режим, чтобы не пускать к себе неизвестных людей?» Неудивительно, что 78% опрошенных высказались за введение визового режима с Беларусью.

Можно ли отнести это исследование к социологии или сразу к манипуляции общественным мнением? Но тем, кто подготовил такие формулировки, стоило бы задуматься о своей профессиональной ответственности. Тут, на мой взгляд, уместен термин, введённый в современный политический лексикон российским премьером Евгением Примаковым – это «контрпродуктивно».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by