Общенациональное телевидение

Сотрудничество с Ленинградской областью: порт Усть-Луга может стать заменой Клайпеде

Читать на сайте ont.by

По-новому раскрывается сотрудничество с Ленинградской областью.  Например, с учетом санкционной политики стран Балтии ленинградский порт Усть-Луга вполне может стать заменой Клайпеде. Вот что в этой связи отметил министр энергетики России Александр Новак: 


«Сейчас прорабатывается вопрос с тем, чтобы создать экономические условия, которые были бы выгодны всем: и портам, и перевозчикам, железной дороге и, собственно, самим нефтепродуктопроизводителям».

По словам министра, российская инфраструктура обладает запасом свободных мощностей для транзита белорусских нефтепродуктов. Речь идет о потенциальных поставках в 3-4 миллиона тонн. 

Как было отмечено, Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области предложил построить совместный терминал в порту. 

Гигантский танкер и два маленьких буксира. Никаких кругов на воде. Тихий ход и четкое управление с диспетчерского пункта – почти как отстыковка корабля «Союз» от Международной космической станции. Этот борт увозит на Мальту через российскую часть Финского залива 150 тысяч тонн мазута. А ведь еще недавно порту в Усть-Луге, что в сотне километров от Питера, особенно прибалтийские эксперты, предрекали провал. Заросшая бухта, мелководье, илистое и пустынное побережье – для крупнотоннажных океанских судов путь в открытое море, говорили они, не проложить. Хотя Усть-Луга, как транспортная гавань, могла состояться еще в XVI веке. Но так сложилось, что всерьез за этот проект взялись только в XXI-м. 

Борьба за выход к морю, как и рубка окон в Европу, – один из главных сюжетов российской истории. У морского порта Усть-Луга в этом плане очень непростая судьба. Здесь говорят: Иван Грозный его потерял, Петр Первый не нашел, Сталин взорвал, Брежнев отдал, Ельцин чуть не забыл. А сегодня Усть-Лугу внутри страны называют не иначе как «самым масштабным транспортным проектом России». Ведь стратегическая задача этих морских ворот – переориентация грузопотоков и независимость от «добропорядочности» и тарифной политики западных партнеров.

Плюс 47 гектаров рукотворной суши. Чтобы на российской части балтийского берега выросли портовые терминалы, пришлось отвоевывать территорию у моря. И увеличивать Ленинградскую область. Здесь буквально насыпали землю. Копали и вглубь. Сейчас у причалов настоящие подводные трассы. До дна – почти 18 метров. Норма для судов океанского класса. Для «тяжеловозов» сделано и удобное круговое движение – у каждого борта свой причал для разгрузок и загрузок – никаких пробок на рейде. Сегодня Луга-порт – это 11 терминалов, которые способны пропускать до 180 миллионов различных грузов в год. И это завершен только первый этап строительства. 

По федеральной программе развития морских портов России, уже к 2024 году Усть-Луга должна стать крупнейшим транспортным хабом на Балтике. Разблокирована оторванная от основной территории страны Калининградская область, налажена паромная переправа с Балтийском. Москва, оказавшись в последнее время под международным давлением, ожидаемо решила создавать собственную транспортную инфраструктуру. Это и независимость от санкционных рисков, снижение затрат на грузоперевозки, новые рабочие места, новые предприятия. В общем, задел на подъем не чужой, а своей региональной экономики.

Конечно, кроме портов Литвы, Латвии и Эстонии. Ведь им сейчас постепенно, но уверенно отказывают в праве диктовать условия транзита грузов российского экспорта и импорта. Под вопросом и общий поток белорусских товаров через эти порты: в прошлом году мы провели там товаров на 10 миллиардов долларов. А, как правило, кто платит, тот и заказывает музыку. Россияне теперь предлагают не заботиться о политических рефлексиях и претензиях со стороны стран Балтии и белорусам. В том числе об этом губернатор Ленинградской области говорил на встрече с Александром Лукашенко. Партнерские отношения с этим регионом давние. И ситуацию все понимают, поэтому готовы предлагать схемы для маневров. Ведь мощности гавани в Усть-Луге постоянно растут. Там, например, сейчас создаётся крупнейший отгрузочный комплекс для перевалки минеральных удобрений с пропускной способностью до 25 миллионов тонн: а это один из главных наших интересов. Вся инфраструктура уже практически готова.

Купола – это склады, чтобы накапливать необходимые для перевалки объемы. С грузоперевозчиками работают по формуле «take-or-pay», т.е. их не привязывают к количеству, но чем больше они перевезут, тем дешевле это будет. За перевалку ставка фиксированная для всех клиентов. Вот здесь для белорусов вопрос «открытый». Пока не ясно, как предложат платить нашим компаниям: как россиянам или как иностранцам. Тарифная политика сейчас обсуждается. Значительно увеличивать транспортные расходы мы не готовы. А пока, например, для нефтепродуктов – перевалка через Усть-Лугу в два раза дороже. И расстояние железнодорожной перевозки от основных белорусских НПЗ до российского порта – больше. 

Но если обеим сторонам удастся договориться, мощности порта Усть-Луга прибавят значительно. Из Прибалтики в Россию Беларусь может перевести не только удобрения, но и нефтепродукты. Наливной терминал с проложенными железнодорожными эстакадами и резервуарным парком сейчас тоже активно работает. Плюс, как вариант, строительство собственного терминала. А уже тогда, как бы кто-то ни шутил, Беларусь сможет говорить и о своем море.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by