Общенациональное телевидение

Смешанные чувства

Читать на сайте ont.by

16 марта – ровно год с момента проведения референдума, на котором крымчане определились со статусом полуострова. Тогда на голосование вынесли два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины.

По официальным данным, при явке в 83% почти 97% проголосовавших высказались за российское подданство. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о непризнании результатов. Россия референдум признала. И через два дня, 18 марта, Крым вошёл в состав России в качестве субъекта федерации.

На свой новый статус, даже несмотря на мировую изоляцию, полуостров возлагал большие надежды. Прошёл год. Сбылись ли мечты?

На Центральном пляже Алушты пустынно. Отдыхающих ещё нет, не сезон. К тому же трёхдневный моросящий дождь заставил даже местных сидеть по домам. Лишь только редкие торговцы сувенирами надеются хоть на какие-то продажи.

Российский президент, конечно, продажи существенно увеличивает. Майки, магниты, мыло с его изображением берут охотно… Но ни он, ни другие вежливые люди пока не смогли помочь торговле, объёмы здесь, признаются, упали вдвое. Хореограф Максим за прилавок стал по необходимости, ведь прокормить семью танцами в Крыму не получается. Но в правильном выборе год назад он уверен и сегодня.

Максим Спащенко, предприниматель (г. Алушта): «В принципе, правильно, я считаю. Многое изменилось. Выплаты социальные пошли. У нас ребёнок, материнские, плюс я ещё получаю… Конечно, подорожало многое, не без этого. Но люди сделали выбор, и многие довольны остаются».

Этот оптимизм основывается на надежде, что в ближайшие годы в Крыму станет очень хорошо. Но пока у тех, кто привык зарабатывать на год за одно лето, козырей немного. Это в советское время полуостров принимал до 10 миллионов туристов. В начале 2000-х количество отдыхающих уверенно держалось в районе 6 миллионов. А в прошлом году – уже говорят о двух-трёх миллионах. Закон Крыма: меньше людей – меньше доходов. Хотя год назад многие всерьёз надеялись: вот, выберем сегодня Россию – и уже завтра будем жить лучше.

«Русскую весну» принято отсчитывать от 23 февраля 2014 года, когда в ответ на переворот в Киеве в Крыму началось формирование отрядов самообороны. Буквально за полтора месяца полуостров наводнили люди в военной форме без опознавательных знаков, а 16 марта состоялся референдум. Вот так, практически без единого выстрела, Крым де-факто стал российским. И будто получилось всё вполне логично – этот полуостров всегда считался самым русским регионом Украины. Но теперь Крым стал ещё и самым украинским регионом России.

В горном селе Богатырь нас встречает Сергей. Его можно считать настоящим крымским горцем – последователь ведической культуры всю жизнь прожил на левом берегу реки Бельбек, у подножья горы Бойка. На заборе – настоящие ручные гранаты, но тем ли ещё богата крымская земля, усмехаясь, говорит хозяин. И приглашает в сарай, на стенах которого целый арсенал.

Сергей, житель с. Богатырь (Бахчисарайский район): «Этого хлама здесь полно! И до сих пор полно! Оно найдено в дерновине, то есть брошено. Эти места – с тысячелетней историей, здесь были готы, алланы, скифы и вся культура здесь перемешена, всё в куче».

Всё оружие Сергей нашёл в окрестностях своего села. Причём, говорит, специально не искал, оно фактически лежит под ногами. Полуостров всегда был лакомым куском для завоевателей. В «богатырском» селе раскрывают ещё одну тайну – Крымом по-настоящему будет владеть лишь тот, кто будет сюда вкладывать. Кто будет здесь строить и думать о людях.

Сергей, житель с. Богатырь (Бахчисарайский район): «За всей этой эйфорией революционной получился обвал, люди просто затихли. А сейчас что получается? – приехала российская налоговая, гаишники, ужесточились правила. В лес не зайди, надо разрешение, а его надо проплатить. Зимой – зимняя резина, летом – летняя, а у нас здесь снега нет! Штрафы выросли, всё выросло, везде наказания-наказания… Бабки сидели у дороги, торговали вёдрами с картошкой, всех разогнали, рынки закрыли, а бабка хочет продать, чтобы кормить своих безработных детей».

Сергей эмоционален. Вчера ему предложили приватизировать землю и заплатить за неё. Но денег нет. Он просит технику, чтобы работать на земле, но трактор предлагают купить. Как выжить семье с маленьким ребёнком? Как заработать? Вопросы есть. Но кто-то относится к проблемам философски. В километре от Сергея живут Игорь и Алена – эта семья два года назад оставила успешный бизнес в мегаполисе и переселилась в горы. Приверженцы «зелёной природы» и всего со знаком «эко», они решили заняться восстановлением чаирных садов.

Алёна Ленская, житель Бахчисарайского района: «Мы хотели сделать некий прецедент, показать, что можно жить другим образом, чем люди привыкли в городах, и более осмысленно относится к природе. Мы сами хотим быть этим примером, поскольку сюда приезжает много людей. А ещё мы хотим здесь сделать некий обучающий центр, чтобы показать, как работают солнечные батареи, как восстановить родник, как сделать пермакультурный огород».

Чаирные сады – это природная сила гор, которая поможет выращивать не только экологически чистые овощи, фрукты и ягоды. Урожай на этих землях фантастический, в три-четыре раза больше, чем с обычных полей. Вдобавок с максимумом полезных и питательных веществ. Игорь – из России, Алена – с Украины, но ко всем изменениям в Крыму семья относится философски.

Игорь Ленский, житель Бахчисарайского района: «Конечно, я был бы неискренен, если бы сказал, что это на нас не повлияло. Повлияло. Возникли разные бытовые неурядицы, неудобства, это всегда бывает. Но с другой стороны, мы через это должны были пройти».

Алёна Ленская, житель Бахчисарайского района: «На этом фоне мы ещё больше пытаемся абстрагироваться от политики. Мы ещё больше погрузились в тему. И слава богу, никто не мешает. И мы надеемся, что Крым станет неким центром, где будут отрабатываться новейшие экологические технологии».

В горах и в самом деле мало политики. Людей здесь больше заботит, как жить в гармонии, которую в мегаполисах найти сложнее. Нет, обстановка в Симферополе, Севастополе, других крупных городах остаётся спокойной. Все понимают, какой они выбрали путь для Крыма и что нужно подождать, пока желания совпадут с возможностями. Для этого крымчанам, конечно, понадобится не один год.

Один из самых молодых и крупных бизнесменов Симферополя Денис Ечевский год назад, как и многие, пребывал в предвкушении, что на полуострове многое изменится. И что будет лучше. За год он успел диверсифицировать бизнес, пересмотреть стратегию, но оптимизма у предпринимателя явно поубавилось. Новые законы, регистрация и работа по новым правилам, другие тарифы на услуги, цены – переходный период в Крыму периодически продлевается и действует до сих пор. Но не у всех ехать по новым рельсам получилось гладко. Зато как гражданину Крыма Денису есть за что говорить спасибо.

Денис Ечевский, бизнесмен (г. Симферополь): «Не стреляют, не взрывают. Это очень много. И последнее время показывает, что это всё главное и люди счастливы. Эти моменты, как неухоженность, неустроенность, грязь, запыленность, уходят на второй план. Не стреляют. Большое спасибо власть держащим».

И это главный аргумент сегодня в Крыму. Если на одну чашу весов поставить экономику, условия жизни, а на другую собственную жизнь и здоровье, то выбор будет очевиден. Тем более что отсюда до юго-востока Украины всего-то 250 километров. И на полуострове многие полагают, если бы год назад Крым не получил референдум, получил бы войну. Случилось бы так? Можно гадать, но обстановка год назад на полуострове была и в самом деле взрывоопасной. Сегодня речь идёт уже о другом – об усилении экономики и повышении уровня жизни. Хотя до сих пор не утихают споры – так чей же Крым?

Ответов на вопрос, так чей же Крым больше – российский или украинский, может быть не только два. У крымских татар есть своё, особое мнение. Этот народ жил исконно на этой земле, в ХХ веке его отсюда депортировали, в ХХ же веке он сюда вернулся. Город Бахчисарай – неофициальная столица крымского полуострова для крымских же татар. Здесь любят поговорить и любят упомянуть такую фразу: «Если кому и говорить, что Крым наш, то нам, крымским татарам».

Правда, говорить об этом они предпочитают среди своих и наедине. Их главный исполнительный орган Меджлис местные власти не признают. Сначала, правда, пообещали, что татары войдут в государственные органы полуострова на особых привилегиях, но позже предложили это делать уже на общих основаниях. Многие татары, поняв, что им, мягко говоря, не рады, уехали в Турцию. В Бахчисарае вообще не любят говорить по поводу политики, уклоняются от прямых вопросов.

Эрнест – один из немногих, кто согласился на разговор. В обмен на сувениры. Говорит, что сегодня из Крыма уезжают те татары, которые понимают, что не смогут жить по-новому. Молодым, таким как он, проще. Они могут привыкнуть, они не помнят депортации. Может, поэтому и будущее своё здесь он видит.

Эрнест Абдуллаев, житель г. Бахчисарай: «Заметно, что людей поменьше. Но меня устраивает. Думаю, всё будет нормально, всё будет нормально».

Многие крымчане вполне резонно полагали, что после референдума Крымом будет управлять другая команда. Но в Кремле решили коней на переправе не менять, оставив руководить старую гвардию. На фоне застарелых болячек в виде ужасных дорог, обветшалости зданий, убытка в курортный сезон не все этим довольны. И за год восторженных оценок стало меньше – это объективно. Но всё-таки люди верят.

Татьяна Чичайкина, житель г. Симферополя: «Раз Крым стал российским, значит, нужно его поднимать. На всё это уходит много сил. Муж у меня военный, постоянно на службе, но я всё понимаю, что происходит и что от нас зависит».

Неля Апкиримова, студентка, житель Евпатории: «Потому что многих детей лишили стипендии, лишили льгот… И сейчас очень дорого ездить, очень дорого снимать жильё стало, и поэтому стало немного хуже».

Александр Щуклин, житель г. Ижевска (Удмуртия): «У меня здесь живёт мама, ей 82 года. Я приехал посмотреть. Тут всю жизнь хотели быть с Россией. Крым всю жизнь российский был. Маме нормально стало жить, сейчас у неё нормальная пенсия, всё нормально».

В самом деле, обещанное повышение зарплат и пенсий состоялось. Но уже сегодня здесь понимают – этот предвыборный бонус съела инфляция российского рубля. Решить другие жизненно важные вопросы тоже быстро не получилось. 80% питьевой воды до сих пор поступает в Крым из Украины, оттуда же – 85% электроэнергии. Мост между Россией и Крымом через Керченский пролив появится в лучшем случае через четыре года, а работа паромной переправы зависит от погоды. Роуминг здесь не работает, рассчитаться международными банковскими картами нельзя. Власти говорят, чтобы всё наладить, нужно время. И многие крымчане, несмотря на трудности временного характера, ждать готовы. Особенно, на фоне разрушенного Донбасса.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by