Десяткам компаний и фондов, которым, как выяснилось на неделе, платило правительство Британии за «создание условий по смене режима в России и подрыва российского влияния в странах Восточной Европы и Центральной Азии». И что самое удивительное, все это – официально часть плана работы посольства Великобритании в России. Так что теперь классический вопрос «Есть ли у вас план, мистер Фикс?» можно считать разрешенным. Наш московский корреспондент Светлана Карульская зашла в эту злободневную тему через вечную классику.
«Как пробегает дней круговорот и королевства близятся к распаду…Все говорит, что час пробьет…» Эти строки великого Уильяма Шекспира – на стенах посольства Великобритании в России. Известный сонет о неумолимости времени. Но сегодня, когда в Москве обсуждают иные опусы, связанные с Туманным Альбионом, кто-то прочитает это уже по-другому. На классику литературную наложилась классика политическая. Кому тут отсчитывают часы? В интернет попал отчет о работе посольства Британии в России, где сказано: правительство Ее Величества выделяет миллионы долларов для финансирования через бюджет целой сети русскоязычных или работающих на российском направлении зарубежных СМИ, местных журналистов и экспертов для формирования выгодной Лондону информационной повестки. МИД России уже назвал это прямым вмешательством в свои внутренние дела.
Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Они выделили для этого несколько направлений, по которым шло финансирование. И выделили достаточно много организаций, структур, НКО, через которое это финансирование реализовывалось. Там все начинается с "Рейтерс". Там огромные суммы. Речь идет об использовании пропагандистских возможностей. Там есть ресурсы, которые действуют непосредственно у нас как русскоязычные ресурсы. А в качестве тематик была обозначена, естественно, гендерная проблематика, естественно, поддержка независимых журналистов, естественно, правочеловеческая сфера».
Задача британского посольства в соответствии с планом – прямое информационное вмешательство. В новых документах все: имена, пароли, явки, гонорары для неподкупно независимых. В принципе то, на чем западных дипломатов ловили за руку, например, и в Беларуси. Что подтверждает: Россия не единственная, а в череде других. Хотя проект, безусловно, самый масштабный. Бенифициары правительства Ее Величества – те, к кому сами россияне давно приглядывались и подозревали в отстаивании чужих интересов. Все, кто в списке, признаны иностранными агентами. Слитые в Сеть файлы это только подтвердили. Британская традиция – опиумная война во имя свободы торговли, первые в мире концентрационные лагеря ради свободы туземцев, давление на постсоветские страны ради свободы слова и демократии.
Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Британские дипломаты, собственно, стали теми субъектами, которые распределяли финансовые средства, пытаясь влиять на внутриполитическую ситуацию в стране. По сути, пытаясь сформировать инструменты влияния Британии на российский истеблишмент, ситуация выглядит и является отвратительной. Люди брали деньги за то, чтобы очернять свою страну и извращать информацию о ней, представляя эту извращенную картину западной аудитории и пытаясь обмануть уже западных обывателей».
Поддержка ЛГБТ, стимулирование правозащитных организаций, установление контактов с политическими деятелями и молодежью, а также приобщение их к британской культуре – суть планов британского посольства в России. Кое-что из этого регулярно попадает в прессу. Ну, например, контакты с молодежью дипломаты предпочитают устанавливать на несанкционированных митингах. На таких их видели в Беларуси. Минск, не церемонясь, тогда выслал на родину британского военного атташе и его заместителя. Часто англичан встречали на массовых «прогулках» и в России. После они занимались правозащитной деятельностью. Это, конечно, посещение всех судебных заседаний, связанных, например, с делом оппозиционера Навального. Свои граждане, попавшие под уголовное преследование, часто остаются без внимания. Но за них, наверное, из бюджета и не платят. Кстати, те, кому предназначались деньги из Лондона, первыми за британцев и вступились. Мол, оставьте ваши «грязные подозрения», все в рамках.
Сергей Пархоменко, журналист, эксперт Института Кеннана (США): «Что враждебного в “стимулировании правозащитной деятельности”? Это кому-то угрожает? Что-нибудь подрывает? А “развитие сети независимых журналистов и блогеров” – в каком смысле является “враждебной пропагандой”? Россия считает независимых журналистов и блогеров врагами? А “поддержание ЛГБТ-сообщества” противоречит российской Конституции и законам страны? Это с каких пор? Какими законами это установлено в России?»
Эти-то понятно, там все уплачено. Сами англичане не так красноречивы. Их способ беседовать – молчание. Цитируя официального представителя МИД России: представители посольства «ушли под корягу». И если дождь – единственное, что британцы умеют делать лучше, чем кто-либо еще, то вот с ответом на предъявленные факты у них пока проблемы. Официальный Лондон начал в контратаку, заведя старую песню.
Прити Пател, министр внутренних дел Великобритании: «Прежде всего, конечно, применение "Новичка", нервно-паралитического вещества на британской земле, было совершенно, совершенно безрассудным поступком, и, конечно, все наши мысли остаются с теми, чьи жизни изменились и были потеряны. Но, конечно, это была вовсе не случайная операция. Это было бесстыдное и преднамеренное нападение».
Москва прокомментировала заезженный выпад, вспомнив другие чисто английские убийства. Березовский, Глушков, Литвиненко, Перепеличный – все это граждане России, закончившие свои дни в Британии. Часто неожиданно и странно, а заключения по некоторым смертям нет до сих пор. Кроме того, спросили: а не выдадите ли беглых террористов, на счету которых десятки жизней и которые скрываются от российского правосудия в окрестностях Лондона?
Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»: «Известный мем: с Темзы выдачи нет. Поэтому, естественно, все туда стремятся. При этом мы действительно наблюдаем за целым рядом смертей. В частности, известно, что такое "чудесное самоубийство Березовского" произошло сразу же, как он написал покаянное письмо Путину и заявил о своей готовности вернуться в Россию и раскрыть все тайные механизмы, в том числе и связанные с деятельностью британских спецслужб. После этого в закрытой ванне покончил жизнь самоубийством, которое не расследовалось должным образом и носит достаточно прагматичный характер».
Пока британцам еще раз напомнили о положениях Венской конвенции, которая регулирует работу дипломатов. О накачивании деньгами, а следовательно политической поддержкой внутренних оппозиционных структур в соответствии с собственными интересами там, кстати, ничего не говорится. К слову, Москва заявила, о том, что ожидает мнения по поводу попавших в Сеть документов от специалистов по борьбе с пропагандой в Брюсселе или профильных уполномоченных ОБСЕ и Совета Европы.
Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: даже после обнародования вот этого британского кейса Лондон, как, впрочем, и многие другие западные страны, не переключатся с политики негатива и разрушения на продвижение каких-то более понятных и приемлемых ценностей. Рассказывать о чаепитии в пять часов вечера и овсянке по утрам в ближайшие планы партнеров уж точно не входит. Судя по всему, и России, и Беларуси и дальше будут пытаться насаждать другие традиции, колониализма, например. Москва в свете последних событий говорит о необходимости прекращения нотной переписки и о своем желании наконец услышать конкретные ответы на абсолютно конкретные вопросы.
Подписывайтесь на нас в Telegram