По оценкам специалистов, в этом году он особенно вкусный – сказалась ранняя весна. К тому же белорусский нектар уже оценили за рубежом.
Сбор сока – настоящее искусство, главное – не навредить, дело доверяют только опытным специалистам. Для молодого дерева раны могут быть губительны, поэтому для сбора выбирают только взрослые деревья.
Владимир Дорошенко, лесник Мухавецкого лесничества: «Важно, чтобы берёза была потолще, чтобы ей было больше 60 лет. Погодные условия, чтобы не было морозов, тогда будет хороший вкусный сок идти».
Сбор в южном регионе идёт уже вторую неделю – сказалась тёплая весна. 250 тон сока в день со всех плантаций, пока немного, но пик ещё впереди. Зато ранний продукт особенно сладкий.
Николай Косьянник, мастер леса Муховецкого лесничества: «В прошлом году буквально недели полторы сок шёл, а в этом весна ранняя была, таких морозов не было, сок начался раньше и по времени будет дольше идти».
Для лесхозов берёзовый сок – это ещё и неплохая возможность заработать, тем более вкус уже распробовали за рубежом, в Европе берёзовик считают поистине белорусским брендом. Сейчас лесхозы рассматривают возможность экспорта, здесь важно выстроить логистику, ведь в свежем виде сок храниться всего несколько дней.
Сергей Сычев, начальник отдела промышленного производства и реализации продукции Брестского лесохозяйственного объединения: «Всё ориентированно на население, но лесхозы заинтересованы и несколько лет работают с Литвой, нас цена устраивает и их потребности с каждым годом только растут».
К вечеру, когда на берёзах уже полные пакеты, на плантациях выстраивается очередь – за свежим нектаром приезжают со всего района. Цена за литр не сильно отличается от прошлогодней – 16 копеек. Желающих много, любители закупают бочками.
В свежем соке много витаминов, стараются пить как можно больше, пока не прокис. Как продлить удовольствие на целый год – у каждой хозяйки свой рецепт.
Для семьи Анны Ярмолович берёзовый сок лучше любого лимонада, запасают больше 100 литров: свежий, сквашенный, консервированный, с изюмом, фруктами и травами – пьют круглый год.
Анна Ярмолович, хозяйка: «Раньше наши родители и деды всегда заготавливали сок, но они его хранили в дубовых бочках, сверху накрывали марлей, чтобы плесень не собиралась. И хранили в холодном погребе, а весной, когда на улице становилось жарко, с удовольствием выпивали кружечку сока».
Движение сока по стволу продолжится до тех пор, пока на ветках не распустятся почки. Так что у брестских заготовителей ещё три неделе есть. Потом за целебным напитком придётся ехать за сотни километров – в северные регионы, где к сбору сейчас только готовятся.
Подписывайтесь на нас в Telegram