Повышение качества образования на постсоветском пространстве обсуждают в эти дни в Москве. В российской столице проходит съезд учителей стран Содружества. Опытом и инновациями в сфере образования готовы поделиться со своими коллегами и белорусские специалисты. Из предложений – активнее обмениваться новейшими образовательными методиками.
Кубик Рубика перед уроком: для учеников минской гимназии №1 такая разминка – привычное дело. Каждые сорок пять минут, вне зависимости от предмета, школьникам нужно думать и логически мыслить. И рассчитывать здесь им приходится исключительно на себя: из гаджетов на партах только один – почти из прошлого – шариковая ручка. Все инновации – инструмент, который априори в руках учителя.
Ирина Савкина учит белорусских детей русскому языку и литературе. Она продолжатель педагогической династии во втором поколении. И своими глазами видела, как меняется школа. Доступность, высокие стандарты, обширная программа теоритических и практических знаний в разных областях – это то, что в Беларуси сохраняют из той прежней, советской системы. Инновации, выход в глобальную сеть, тестирования с автоматизированным контролем, профильное обучение – то, чем педагоги, в том числе и Савкина, занимаются сейчас.
Ирина Савкина, учитель русского языка и литературы гимназии №1 (Минск): «Благодаря интересным заданиям (исследовательским, поисковым) у ребят появляется интерес принять участие в конференциях и написать самостоятельно ученическую работу. Мы создаём электронные пособия, словари, которые размещены на сайте нашей гимназии. И это позволяет нам транслировать наши достижения».
Открытое и доступное пространство для диалога: чтобы сверять подходы к обучению и координировать изменения в школьных программах, учителя стран СНГ встречаются раз в два года. Сейчас местом для дискуссий стала Москва. В России совсем недавно был назначен новый министр образования. Ольга Васильева, консерватор по взглядам, уже стала автором нескольких громких инициатив. В частности, вернуть в некоторые вузы внутренние вступительные экзамены, ввести занятия общественно полезного труда, а в старшую школу вернуть учебно-производственные комбинаты.
Ольга Васильева, министр образования России: «Только вы, уважаемые коллеги, способны сформировать у ученика интерес к выбору профессии. А значит, во многом зависит то, кем он станет и кем он будет. Только от вас и больше ни от кого зависит то, что из этих маленьких людей завтра будет великий народ каждой из стран, которые мы представляем».
В Беларуси от частых и радикальных реформ образования уже давно отказались. Даже централизованное тестирование в стране если не полюбили, то уже приняли. Такие испытания действительно дают возможность школьнику из любого региона попробовать поступить в тот вуз, который он сам выбрал. Единственное, против чего выступают наши педагоги и коллеги из СНГ их в этом поддерживают, так это против практики «натаскивания» на результат, когда главное – не знания, а баллы.
Раиса Сидоренко, заместитель министра образования Беларуси: «У нас есть факты, когда ученик “натаскивается” на централизованное тестирование, но есть и другой факт: этот ребёнок, занимаясь в вузе, в первый же год показывает далеко не лучшие результаты. Мы должны говорить о качестве школьного образования».
С этой целью в Беларуси пишут учебники, которые берут на вооружение и в других странах СНГ. Так стало, например, с развивающей литературой и школьными книгами для детей с особыми образовательными потребностями. По ним сейчас учатся в России и Казахстане.
Вообще белорусская практика инклюзивного, т.е. доступного для всех образования, вызывает постоянный интерес у коллег из стран Содружества. Такой же спрос и на наши инновационные методики. А самой обсуждаемой темой здесь, в кулуарах съезда, стало предложение Российской академии образования исключить из школьной программы «Войну и мир» Толстого и «Преступление и наказание» Достоевского. Дескать, ребёнок в школе не может понять всей глубины этих произведений. Вместо этого в России может быть введено обязательное изучение Библии.
Кстати, белорусским детям такие изменения не грозят. Наша школьная программа по литературе не только не сокращается, но и постоянно прибывает новыми авторами. Если в России, например, изучение современной литературы заканчивается «шестидесятниками», то в Беларуси с интересом читают и Виктора Пелевина, и даже Бориса Акунина.
Подписывайтесь на нас в Telegram