Молодая семья из Минска мечтала о размеренной жизни в деревне. Купили землю в деревне Купалье, построили дом. Но семейную идиллию нарушили новости с того света. Рядом с участком, как выяснилось, будет кладбище.
Хозяйка дома замечает, что даже юмор в семье постепенно чернеет. Эти деревенские стены купили всего два года назад, по словам Анны, не зная, что практически под окнами со временем окажутся могилы.
Анна Купцова, житель деревни Купалье: «Хотели сделать столовую, чтобы кушать, а теперь передумали, потому что с видом на кладбище. Ешь, а тут проходят похороны».
Мама двоих детей переживает и за аппетит старшего сына к учебе. Другой дороги, кроме как мимо будущего погоста, из деревни нет. Впрочем, волнует Анну не только близость могил, но и то, что их комфортная жизнь будет похоронена ещё и кладбищенской инфраструктурой.
В сельсовете показывают «многоэтажки» из подписей. Выбор места, архитектурный проект, согласование с экологами… Председатель объясняет, что переносить кладбище никто не собирается, ведь даже в пустом участке уже зарыты немалые суммы.
Галина Олесиюк, председатель Новосёлковского сельского исполнительного комитета: «За всё надо платить: и отвод, и выбор места, и проект… Люди должны это понимать. Эгоизм какой-то. А если мне не нравится, что электричка гудит ночью, нужно убрать железную дорогу?»
По словам председателя, рассматривая места для захоронений, учитывали и близость дороги, и уровень грунтовых вод… Критериев, как и вариантов, было несколько. Выбрали, уверяет, оптимальный. Правда, эстетику пейзажа специалисты не рассматривали.
Хозяйка агроусадьбы в том же селе волнуется: не похоронит ли погост её семейный бизнес? В год здесь принимают больше тысячи гостей! Но как теперь сделать рекламу? Рядом лес, река и… кладбище.
Виктория Бондаронок, совладелец агроусадьбы: «Выйдут наши гости, пройдут немного – и вот кладбище. Здесь люди свадьбы гуляют, а тут несчастье…»
По мнению Виктории, участки для захоронений вполне можно разместить ближе к лесу. В Пуховичском райисполкоме уверены, что даже не нужно глубоко копать, чтобы забыть обо всех теориях кладбищенского переноса.
Татьяна Силивончик, начальник отдела архитектуры и строительства Пуховичского райисполкома: «Наше кладбище – до 10 гектаров. Нормы для таких кладбищ – 100 метров, а в представленном случае – 200 метров. Тут без инженерного или специального образования видно, что нормы не нарушены».
Обустраивать новое пришлось, потому что ближайшее кладбище в Новосёлках уже переполнено. Некоторые ограды буквально прибиты к общим с сельскими огородами заборам.
Житель деревни Новосёлки Наталья Горбачева соглашается, что загробное соседство отражается на рутинной жизни.
Впрочем, расстраивает жителей Купалья не только сам факт близости к вечному, а то, что о кладбище, по их словам, сельчанам просто не сказали.
Для семьи Татьяны самое обидное то, что этот участок долго выбирали, объезжая несколько деревень. Копили деньги, мечтали о свежем воздухе, вечерах на террасе, подсобном хозяйстве. Теперь присматривают шторы поплотнее, ведь именно из гостиной можно будет наблюдать, как жители пяти окрестных сёл оплакивают ушедших в последний путь.
Кладбищенская ограда стала разделительной для двух вполне земных позиций. Местные власти напоминают, что по нормам и расстояниям всё законно. Прежде чем кладбище подберётся к сельским домам, пройдёт не один год. Но жители деревни просят учитывать моральную глубину вопроса. Поле, которое, получается, не могут поделить живые, пока не нужно и ушедшим. Хоронить родных на новом кладбище пока никто не захотел…
Подписывайтесь на нас в Telegram