Сегодня Минск и Москва набирают небывалую скорость сближения, такой не было за всю историю наших отношений. Драйвер интеграции – 28 совместных программ. Все ли здесь как по маслу? Не всегда. Да, есть политическая воля Президентов Лукашенко и Путина, в том числе совместное решение по самым чувствительным энергетическим вопросам. Но компетенция правительства – двигать союзный локомотив по тем самым «дорожным картам». Да, они выполнены на 70%. Но оставшиеся 30% – самое важное. Хотя гораздо важнее то, что неизвестных в нашей союзной формуле все меньше.
2022 год вошел в историю белорусско-российских отношений. Иначе как беспрецедентным его не назовешь. Москва всегда была основным торговым партнером Минска. Товарооборот рос из года в год. Еще пару лет назад цифра в 40 миллиардов долларов казалась заоблачной. Но вот новый рекорд, нам его принес отнюдь не самый простой для мировых рынков год. Что ж, похоже, 50 миллиардов все же в кармане. Однако одна торговля сегодня отнюдь не панацея.
Что Минск, что Москву то и дело проверяют на прочность. И задача «выстоять» здесь общая. Грамотные руководители в такой ситуации ищут партнеров понадежнее. Беларуси в этом смысле исторически и географически повезло, за тридевять земель идти не надо. С союзником в лице России, несмотря на какие-то шероховатости, что в огонь, что в воду.
Эти слова звучали два года назад, когда был созван Высший Госсовет по законам ковидного времени. Тогда же было понятно, что пандемия не последняя угроза, противостояние «Восток – Запад» только крепчает. Если «до» сохранялось много споров, а будут ли конкретные шаги по сближению, то здесь противоядие от любого экономического поползновения не просто найдено, а принято. 28 союзных программ.
На неделе Президент особенно пристальное внимание уделил интеграции. Проволочки уже смерти подобны. Сферы, где поднажать, сроки, ответственные определены, реализация на ходу. Но на полном ли?!
Энергетический вопрос в белорусско-российских отношениях всегда был достаточно щепетильным. Правда, последние пять лет договоренности по тому же газу были на приятных для Беларуси условиях. Цена за тысячу кубометров держалась на уровне 129 долларов (что важно, на мировых рынках в три раза дороже!). Однако практически каждый год приходилось переговоры возобновлять. Чего уж греха таить – нервы это держало в тонусе. Договор на три года – шаг по истине союзнический. И условий таких Россия больше никому не давала, даже партнерам по ЕАЭС. Тот случай, когда особые политические отношения порождают особые отношения и в экономике.
Еще более остро всегда стоял нефтяной вопрос. Точка преткновения – пресловутый налоговый маневр. Он подразумевает, что Беларусь сокращает экспортную пошлину и повышает налог на добычу полезных ископаемых. Получается, нефть и для белорусских, и для российских нефтеперерабатывающих заводов становится дороже. Так и до заоблачных цен мирового уровня недалеко. Но Москва-то своим НПЗ выплачивала компенсацию.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Если бы не решился этот вопрос, нефть для Беларуси стоила бы столько, сколько на мировом рынке. По всей видимости, в 2022 году был решен этот ключевой вопрос. Как мы видим, стороны договорились о том, что для белорусских НПЗ Россия будет выплачивать такую же демпфирующую надбавку, как и для российских НПЗ. И в этом плане в нефтеперерабатывающей отрасли достигнута определенная интеграция, некая унификация, которую НПЗ получают. Болезненный вопрос был снят».
Много лет обсуждался и вопрос белорусского экспорта нефтепродуктов через российские порты. Однако все же больше поставок было через Европу. Когда на западе и юге пути к большой воде Запад отрезал, обратились к России. Партнеры подставили плечо. Переориентацию организовали.
Даже больше. Кто бы мог подумать, что у Беларуси свой выход к морю появится. Хотя за годы независимости попытки были и через Балтийское и Черноморское побережье. Увы!
А ведь когда речь об экспорте, мало произвести, доставить нужно. И не только нефтепродукты или калийные удобрения, которые всегда имели ощутимый вес в национальной экономике.
Словом, перезагрузили отношения. И ограничения Запада лишь подтолкнули друг к другу. Что не можем купить на Западе, у соседа найдется. И наоборот.
Этот трамвай – пример кооперации и импортозамещения. Практически полностью сделан из белорусских и российских компонентов. А еще красноречиво демонстрирует – нет ничего нереального. На реализацию проекта ушло меньше полугода. На неделе начался тест-драйв в Нижнем Новгороде.
Символичное название «МиНиН» расшифровывается как «Минск плюс Нижний Новгород». И это ещё один акцент белорусско-российских отношений. Будет сотрудничество с регионами. Эффект получит страна.
Альберт Каримов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации: «Проект создаст дополнительные компетенции здесь, на Нижегородской земле, с точки зрения технологий создания производства этой техники. Кроме того, обеспечивается и создание дополнительных рабочих мест, в промышленном производстве будет создано до 500 рабочих мест».
Логика понятна и крупнейшим белорусским производителям. Раньше Россия – основной рынок продаж самосвалов. Сейчас и главный поставщик деталей. Конструкторы БелАЗа практически отказались от импортных запчастей. В Россию же возвращаем готовым изделием – прямо с конвейера на добычу угля на Кузбассе и золота в Красноярском крае. Кроме машиностроения сотрудничаем в легкой и пищевой промышленностях, науке. В развитие микроэлектроники Россия готова инвестировать полтора миллиарда рублей. Часть пойдет на перезагрузку минского завода «Интеграл». Кто знает, может, еще Китаю весомую конкуренцию составим.
Георгий Гриц, экономический аналитик: «Отдельные проекты, к которым подталкивает нас жизнь, даже опережают реализацию планов по программам Союзного государства. Это майские договоренности по программам импортозамещения – локализация критического импорта. И с этой точки зрения очень важно и принципиально, что заинтересованность и финансирование этих программ взяла на себя РФ. Реализация договоренностей и программ и вообще тот формат, на который вышла Беларусь и Россия. Это вопрос сохранения идентичности наших государств и от них зависит будущее государств, по крайней мере, в среднесрочной перспективе».
Союзные программы предусматривают и единый рынок, то есть Беларусь может торговать на территории России фактически на тех же условиях, что и местные. Но все же самое главное достижение прошлого года – торговое сальдо. У нас всегда была с Россией одна из главных проблем – отрицательное сальдо. Импортировали больше, чем продавали. И в некоторые годы эта разбежка доходила до семи миллиардов долларов. В 22-м сальдо положительное.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Курс на интеграцию, на реализацию союзных программ был выбран правильно и своевременно. Я не думаю, что это совпадение, что мы выбрали именно такой курс и взяли такое направление, которое сейчас нам приносит определенные экономические дивиденды. Это было сознательное решение, которое утвердили главы двух государств, обозначили траекторию движения, обозначили задачи, которые стоят. В Правительстве мы едины во мнении, что программы работают на благо Беларуси. Окончательно был поставлен диагноз, если так можно выразиться, что при их реализации мы не утеряли ни грамма суверенитета над теми решениями социально экономической сфере, которые применяются на национальном уровне».
В одиночку в этом зубастом мире и впредь будет крайне непросто. Судьбоносные решения о более тесной интеграции наших государств демонстрируют, что только сообща можно преодолеть любые пандемии, кризисы или санкции. Остается только себя не потерять.
А здесь хороший пример – БелАЭС. В сфере мирного атома сотрудничаем с россиянами. И разве появилась зависимость?! Судите сами, с момента запуска первого энергоблока выработано столько электроэнергии, что она уже заместила 3 миллиарда кубометров газа. После запуска второго – будет еще больше, огромная доля потребности в электроэнергии будет закрыта. Считай, энергетическая независимость. А проект ведь совместный.
Подписывайтесь на нас в Telegram