Неделовое предложение от так называемых «белорусов зарубежья». Партнёра «Беларуськалия» – норвежскую компанию Yara – в очередной раз призывают расторгнуть контракт. Что нужно знать о мировом калийном рынке? Что на кону и чьи коммерческие интересы анонимные лоббисты выдают за желания рабочих?
Почему бы не начать новую рабочую неделю продуктивно, с деловой встречи? Пусть даже по видеосвязи? «Да, неплохая идея», – скажете вы. Явно согласится и белорусская диаспора. Как и положено, ко всякой бизнес-встрече нужно основательно подготовиться, написать, например, петицию. Чтобы вызвать на серьёзный разговор норвежскую компанию Yara – партнёра «Беларуськалия». Заинтригованы? Стоит дополнить тему!
И чтобы прояснить, кто и зачем решил поиграть на глобальном сырьевом рынке, в тему нужно вникнуть! Будет много цифр, но все причины и следствия – именно в них! Объёмы закупок хлористого калия будут расти. Ещё в первой половине этого года. Причина – в высоком уровне цен на аграрную продукцию. К концу 2021-го спрос вырастет на 2%, и мировое потребление превысит 70 миллионов тонн.
Хлористый калий – это основной товар мирового калийного рынка. Мировые цены после провального 2019-го и коронавирусного 2020-го восстанавливаются стремительно. В зависимости от региона – от 10% до 30 %. Спрос на хлоркалий в 2020-м вырос почти на 4%. Складские запасы сокращаются, посевные площади увеличиваются, сельхозпродукция дорожает. А значит, в этих условиях дальше будут работать калийные производители.
Основные – это Канада (порядка 30% общемирового производства), Россия и Беларусь (15–20%). По разведанным запасам мы тоже входим в тройку лидеров. Топ-игроки и, естественно, конкуренты – это Mosaic Company (США), Nutrien, или бывшая калийная корпорация Saskatchewan (Канада), «Уралкалий» (Россия), Israel Chemicals и «Беларуськалий»! Крупнейшие страны-импортёры – Китай, Бразилия, Индия.
На рынке с начала года много говорили о планах белорусских и российских поставщиков нарастить объёмы производства. А значит, предложение может увеличиться на 5%. За потребителя будут бороться! И реагировать конкуренты будут по-разному. Что и случилось! В конце января Белорусская калийная компания – трейдер «Беларуськалия» – подписывает годовой договор с Индией на поставку калия почти по 250 долларов за тонну. Затем договаривается и с Китаем. И тут, как говорится, прорвало!
Канадской Nutrien и её трейдеру Canpotex такой расклад категорически не понравился. Появляется заявление топ-менеджера Кена Зайтца. Суть кратко: нас начинают обвинять в условиях сделки, которую мы заключили с покупателем! А наш конкурент, по его же словам, до апреля в Индию и Китай ничего поставлять не будет. Только на рынок Северной Америки.
Мы заключили сделку, мы заработаем! Как говорится, никакой политики, только экономика. Но не тут-то было. Живо ещё антикалийное антибелорусское санкционное лобби! Которое спустя пару недель создаёт петицию. Автор обращения – «белорусы за рубежом», т. е. некая совокупность людей. Что это за люди? Где они живут? Какие из них белорусы? Они помогут, но вряд ли бескорыстно (речь идёт о бизнесе всё-таки) с удовлетворением чужих коммерческих интересов: будь то канадских или американских.
Просто через компанию Yara проще «зайти», проще подставить подножку «Беларуськалию». Норвежцев ещё с прошлого года бомбардировали сообщениями в соцсетях. И ждали, когда же они наконец-то отрекутся от белорусского партнёра. А они всё колеблются! Норвежскую компанию, которая закупается у «Беларуськалия», призвали быть «твердыми в вопросе защиты прав человека» в Беларуси и прекратить сотрудничество с «Беларуськалием». Недостаточно твёрдый, по всей видимости, это Свейн Торе Холзетер, генеральный директор. К тому же ещё и колеблющийся в вопросе расторжения контракта, по мнению авторов петиции.
Другое дело – Кен Зайтц из канадской Nutrien! Который почти прямым текстом говорил, что коммерческие интересы Беларуси вредят коммерческому процветанию канадской компании. Авторы петиции просили о максимальном репосте и подчёркивали, что о «встрече договорено напрямую с директором компании». На сайте Yara никакого пресс-релиза нет. Зато есть сообщение, которое выпустили ещё в ноябре и где чётко написано: «Yara продолжает закупать калий у Белорусской калийной компании и "Беларуськалия"». И это, по сути, главное среди других предложений в стиле «мы будем следить за ситуацией и правами человека».
Кстати, получается, что о правах рабочих «Беларуськалия» авторы петиции как-то не подумали, прежде чем решили «надавить» в очередной раз на их бизнес-партнёра. Просто им это принесёт дивиденды, а рабочие «Беларуськалия» – ну, извините. Ничего личного, только бизнес «белорусов зарубежья»! Да и социальная ответственность «Беларуськалия» для них не преграда. Подшефные садики, школы, санаторий, поликлиника. О них и людях, сотрудниках компании, которые там учат детей, лечатся, кто подумает? Может, Канада? Которая была крайне недовольна ещё в 2019-м, когда Беларусь вышла на второе место по объёму добычи – 7 миллионов тонн.
Главное для зарубежья – воспользоваться ситуацией. А то, как внутренние дела Беларуси могут сыграть на руку – коммерческую, – рыночные игроки поняли ещё прошлым летом. И оценили.
В 5%. «Недовольство в Беларуси может принести пользу добытчикам калийных удобрений Канады». Это реальная аналитическая статья. И тогда акции Nutrien подскочили вверх. «Протесты в поддержку демократии помогают улучшить перспективы заокеанских калийных шахт Saskatchewan. Инвесторы на фоне таких новостей, возможно, захотят по-новому взглянуть на ситуацию». Перевод с языка денег: пока вы протестуете против своих же предприятий, призываете к забастовкам и увольнениям, наши инвесторы уже приценились и посчитали, сколько можно заработать на волнениях и демократии!
Ведь мировой калийный рынок удобрений, по прогнозам, превысит 25 миллиардов долларов к 2024 году. Канада, Россия и Беларусь доминируют на рынке. На спрос со стороны покупателей белорусского калия, особенно в Европе и Америке, сказывается остановка миграционного потока. Сезонные мигранты из-за карантинных мер оказываются недоступны. Поэтому наши конкуренты не прочь это исправить. И привлечь каких-то анонимных «белорусов зарубежья» для лоббирования. И вопрос пока остаётся открытым: как далеко и как надолго готовы зайти эти люди в призыве к санкциям в отношении своих же людей, которые работают на этом предприятии? Как говорится, не делай другим то, чего не хочешь себе.
Подписывайтесь на нас в Telegram