Общенациональное телевидение

Санкции Запада против Беларуси: как политики пытаются заработать очки, а бизнес вынужден считать убытки

Читать на сайте ont.by

Евросоюз вовсе не един в попытках давления на Беларусь. Бизнес, который привык считать деньги, а не политические очки, отчетливо понимает, что камень, брошенный в партнера, может аукнуться ох какими потерями. Вот и получается, что политики пытаются заработать очки, а бизнес вынужден считать убытки.

Кто найдет, а кто потеряет?


Гораздо больший информационный эффект имеют как раз те события, которые разворачиваются вокруг их применительной практики. Вот как на неделе случилось с Литвой и перевалкой грузов от «Беларуськалия».

Санкции, в данном случае, вообще имеют американский след. 8 декабря они вступили в силу и должны были ударить не просто по «Беларуськалию», а, через так называемый вторичный эффект, по партнерам, в том числе и по Литовской железной дороге. Но время «Ч» наступило, а вагоны с калием как шли в сторону Клайпедского порта, так и продолжили свое движение. Учитывая, как громко литовские политики заявляли, что транзит удобрений через Литву в декабре полностью остановится, конечно, случился конфуз. Литовский министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис, который осенью специально летал в США и давал заокеанским партнерам личные гарантии, теперь сделал вид, что во всем виноваты его подведомственные предприятия.

Марюс Скуодис, министр транспорта и коммуникаций Литвы: «Я был удивлен этим фактом, но самое главное, что наш базовый сценарий изменился, когда я был проинформирован Литовскими железными дорогами о том, что аванс за транспортировку был получен задолго до того дня, когда санкции вступили в силу».

Действительно, еще в ноябре белорусская сторона провела авансовый платеж за три месяца вперед, и, конечно, литовские транспортники не решились не выполнить свои обязательства. Во-первых, это такие штрафные издержки, которые могли бы их просто обанкротить, во-вторых, это непосредственный и едва ли не главный доход местной железной дороги. Та же логика и у руководства Клайпедского порта, который без белорусских грузов теряет треть своей годовой загрузки. Только контрактные совокупные потери – около 80 миллионов евро. А сколько косвенных: рабочие места, налоги, перспективы.

Гедрюс Грабаускас, правозащитник, председатель «Социалистического народного фронта Литвы»: «Это полное уничтожение нормальной экономики, тем более 2 миллиона жителей, которые остались в Литве от тех 3 миллионов 800 тысяч, которые были в 1990-х, – это показатель того, что экономика развивается не так. И просвещение не так, и политическая система стала извращенной системой».

В итоге, чтобы выпутаться из скандального положения, министр транспорта объявил о своей отставке. Следом о сложении своих полномочий заявил и глава местного МИДа Габриэлюс Ландсбергис, который громче всех в Литве призывал к антибелорусским санкциям. Не исключено, что премьер-министр Ингриде Шимоните не примет отставку своих подчиненных, и на публике разыгрывается обычный политический спектакль, рассуждают местные политологи.   

Гедрюс Грабаускас, правозащитник, председатель «Социалистического народного фронта Литвы»: «Я скажу очень важную деталь. 30 членов Сейма две недели назад обратились, в самом Сейме собрали подписи, что нужно проводить диалог с Беларусью. А на счет ближайшего будущего сомневаюсь, пока правит большинство».

Действительно, Литва, благодаря действиям своих дипломатов, переживает сейчас, наверное, худшие времена в отношениях с восточными партнерами. И главный конфликт у Вильнюса даже не с Минском и Москвой, а с Пекином. Китай жестко отреагировал на открытие в Вильнюсе посольства Тайваня – автономии, которая стремится к независимости, но которую КНР считает своей территорией. Для официального Пекина – это болевая точка, на которую Вильнюс основательно надавил, как пишут некоторые аналитики, не без помощи Вашингтона.

Чжао Лицзянь, официальный представитель министерства иностранных дел Китая: «Что касается того, какие меры предпримет Китай, все увидят. Литва должна в этом винить только себя, ей придется заплатить за то, что она сделала».  

Высылка дипломатов, вывод Литвы из таможенного декларирования в Китае, ограничение торговых операций, переброска китайских грузов в порты Латвии и Польши – это начальная реакция Пекина на недружественный шаг, и Вильнюсу ничего не осталось, как обратится за помощью в Брюссель. Санкциями Пекину в Еврокомиссии угрожать не стали, вступили в непубличный диалог. Санкции – это вообще не дипломатический инструмент, а провал дипломатии – считает депутат немецкого парламента Вальдемар Гердт.

Вальдемар Гердт, депутат Бундестага (Германия): «Что принесли эти санкции? Что они принесли нашей стране. Я сейчас о Германии. Более 100 миллиардов убытков собственной экономики. Это на санкциях в отношении с Россией. И как это изменило Россию? Никак».

И все же в мировую дипломатическую практику определение встречных ограничительных мер вошло также, как и сами санкции. В Еврокомиссии на этой неделе заявили, что пока лишь изучают ответные меры Минска, и чтобы реагировать, ждут деталей по объемам и названиям запрещенных экспортных позиций.   

Тем временем литовская сторона пытается вернуть авансовые платежи за транзит калия обратно в Беларусь. Возможно, это помогло бы избежать политического кризиса, который навис над литовскими властями. Президент Литвы Гитанас Науседа, который не скрывает своих антипатий ко многим представителям кабинета министров и лично к главе литовского МИДа, видимо, из-за того, что того пророчат в кандидаты на президентский пост на ближайших выборах, заявил, что ни министру иностранных дел, ни министру транспорта не следовало бы ждать решения премьер-министра об их отставке. Если решили покидать кресла, надо уходить. В лучших традициях европейской политики. 

Так оно часто бывает, что политическое решение о санкциях принимают все 27 стран ЕС консенсусом, то есть общим согласием, а вот расхлебывать или держать контрудар приходится кому-то одному.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by