Общенациональное телевидение

Рост цен – под надзором! Госконтроль мониторит полки магазинов и принимает звонки от граждан

Читать на сайте ont.by

Цены официально заморожены. Сообщить о нарушениях может любой желающий. Открыта горячая линия Комитета госконтроля. С утра поступило около полусотни звонков. Эксперты обещают отреагировать на каждый факт. Прежде, конечно, проверка. При подтверждении – будут жесткие меры. Ситуация потребовала вмешательства Главы государства. Ряд поручений дан на совещании во Дворце Независимости, позже их зафиксировали в директиве о недопустимости роста цен. Теперь новый этап – контроль за исполнением. Причем, схитрить, к примеру, повысить цены задним числом, не удастся никому. Этому моменту – особое внимание. Посыл от государства простой – предприятиям торговли, импортерам, поставщикам и производителям необходимо работать над снижением своих затрат. А не спекулировать. Также задача – сохранить товары на полках магазинов и насытить внутренний рынок, то есть не допустить дефицита.  


Как говорили классики еще в XX веке – «автомобиль не роскошь». На дворе XXI век и, казалось бы, уровень жизни должен расти, а элементарный набор продуктов, считай, шик. И чтобы экономия не укоренилась в обиходе белорусов, с причинами готовы разобраться в Госконтроле. Схема простая: от покупателей – звонок и наблюдения, от экспертов – реакция. Диалоги – сплошь эмоции. Брестчанин Леонтий Александрович позвонил на горячую линию Госконтроля в поисках справедливости. Уверен: на частников, необоснованно накручивающих цены, пора управу найти. Правда, важно еще разобраться, где торговая надбавка заоблачная, а где тенденция общепита, как с теми же полуфабрикатами.   

Особенно много звонков, отмечают в Госконтроле, от пожилых. Оно и понятно, многие живут в частном секторе. Попробуй выживи, если на обогрев дома надо полпенсии отдать. 

Татьяна Самохина, заведующая сектором контроля за потребительскими ценами Комитета государственного контроля Беларуси: «Дрова, например, 8 кубометров для пенсионеров стоили 156 рублей, сейчас стоят 280. Просили разобраться. Затем сравнивали цены наши потребители в разных магазинах коммерческих. Допустим, в одном магазине в городе Орша суши стоили 2.57, в другом магазине – 3.50. Вся наша информация передается мобильным группам, которые находятся в регионах и в г.Минске, чтобы они проверяли» 

По факту ситуация нарисовалась не только что, с введением санкций против России и нарушением логистических цепочек, ценник вверх пошел не только в Беларуси. Можно было бы понять, если бы дорожал только импорт. Не по карману уже и свое отечественное. А значит, нужно разбираться на каком этапе формирования цены она прибавляет. Этим сейчас интенсивно занимаются по поручению Президента.  

Дмитрий Бочков, заместитель председателя Минского областного объединения профсоюзов: «Созданы рабочие группы, они смотрят те торговые объекты, которые расположены по территориальному принципу и после этого анализируется работа по каждому торговому объекту, мы смотрим на все группы товаров, общаемся с людьми, узнаем их мнение».  

Инфляция, по сути, головная боль Нацбанка и правительства, это они должны сдерживать рост цен. И вроде в течение 22-го работа двигалась. МАРТ старался не давать спуску поставщикам. К тому же, уже многие месяцы не зарастает депутатская тропа в магазины. Мониторят, изучают, однако, результат не тот. Вмешаться был вынужден Президент. На государственном уровне задача – цены обуздать. И пусть в момент ситуацию не разрешить, нивелировать то можно.   

И тут не до политического популизма. Президент скорее – за справедливость. Можно ругать Запад с их санкциями, сетовать на нестабильность ситуации на Украине, колебания корзины валют. Однако все мы помним, когда рубль укрепился, ценник назад открутили далеко не все, что уж говорить, когда сами производители и большие торговые сети накручивают. Словом, спекуляция на соотечественниках.  

Игорь Завалей, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Заходишь когда к частнику и порой удивляешься в разнице цен. Когда начинаешь понимать, что наценка может достигать 200%. Ты понимаешь, что это зарабатывает не производитель, не доярка. Кто страдает от этого?! Страдает конечный потребитель, у которого зарплата растет не так быстро, как цены в магазине.   

И кто-то скажет, а чего хотеть, коль уж высокая инфляция – тенденция мировая. Да, можно ничего не делать, а можно действовать, тем более велосипед изобретать не надо – механизмы есть.  

Николай Межевич, президент российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор: «У нас полно в России юмористов, которые считают, что с ценами бороться невозможно, что инфляция это нечто такое, что если она пришла, то она не уходит. Извините, это не так. Президент Беларуси не сказал, что цены стоп – раз, два! Фактически было сказано о необходимости более жесткого контроля над инфляционными процессами. А это, извините, совсем другой разговор. И, мне кажется, это верное, правильное решение. Сегодня не время следовать протухшему учебнику экономической теории из 90-х годов – слишком велика ответственность у Президента Беларуси, у Президента России перед своими народами».  

Теперь уже понятно: эффект будет, если предпринимать серьезные меры на государственном уровне. И контролировать исполнение. Кстати, эта функция возложена на Генпрокуратуру. Судя по всему, уже не до шуток – наказание вплоть до уголовной ответственности. И логика здесь простая – возвращаясь снова к классике (только скорее к современной) – просто пригрозить пальцем уже не вариант. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by